НЕОБАРОККО – Часть 1

Опубликовано: Сентябрь 24, 2012

В 1846 году А. И. Штакеншнейдер завершил строительство дворца Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41). В качестве прототипов зодчий взял барочную архитектуру Строгановского и Шереметевского дворцов. Фасад украшен портиками из трехчетвертных колонн и пилястр, лучковыми фронтонами, сложными по рисунку наличниками окон со скульптурными картушами, атлантами, поддерживающими колонны. В скульптурных работах участвовал Д. Иенсен.

В 1857—1861 годы был воздвигнут Ново-Михайловский дворец (Дворцовая наб., 18). В его архитектуре Штакеншнейдер также использовал мотивы барокко и ренессанса. Необычен мотив завершения коринфских колонн кариатидами (скульптурное женское изображение, служащее опорой), поддерживающими антаблемент. Скульптором был Д. Иенсен. В те же годы Штакеншнейдер закончил строительство дома Кушелева-Безбородко на набережной Кутузова (Гагаринская ул., 24/1).

Стилизаторство с использованием мотивов русского барокко оказалось популярным. В городе появилось много сооружений, в большей или меньшей степени похожих на упрощенные штакеншнейдеровские. Это отразилось и на рядовой уличной застройке — возникали жилые «обывательские дома» в 3—4 этажа с упрощенными барочными наличника ми окон и другими деталями. А за несколько десятилетий до этого вдоль улиц стояли 2—3-этажные дома с гладкими стенами и упрощенными классическими деталями. Улицы были скучнее; они вызывали упреки в казенщине. В эклектические времена уличная застройка стала богаче и разнообразней. Помимо того, что менялся декор, появились новые конструктивные и архитектурно-планировочные элементы. В 1840-е годы стали проектировать эркеры как архитектурно-планировочный элемент, увеличивающий жилую площадь интерьера. Появление эркеров и тройных окон в уличном ряду обогатило новой пластикой скучноватые, равновысокие петербургские улицы-коридоры. Стало больше балконов в связи с применением легких чугунных консолей. Развивалось проектирование балконных решеток, которое со временем превратилось в настоящий дизайн со специфическими петербургскими традициями.

Благодаря применению металлических балок над широкими оконными проемами на первых этажах домов стали появляться витрины магазинов. В теоретическом смысле это явилось преодолением одного из основных композиционных канонов классицизма — все, что находится в нижней части сооружения, должно быть массивней и тяжелей того, что находится выше. С появлением широких застекленных витрин уменьшилась массивность стены в нижней части здания, массивность, которую при классицизме принято было умощнять и подчеркивать рустовкой, имитируя крупную каменную кладку.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ