НЕОБАРОККО – Часть 2

Опубликовано: Сентябрь 25, 2012

Фасады домов в эклектический период по сравнению с периодом классицизма декорированы более обильно. За многочисленными деталями часто почти исчезала сама плоскость стены. Архитекторов-эклектиков часто упрекали в излишней перегруженности. Еще недавно в произведениях Кваренги, Старова, Росси гладь стены выглядела эффектно, импозантно. Это подчеркивалось композиционно точно расположенным акцентом — окном, скульптурой и т. д. При этом забывалось, что благородная простота стены часто была в ущерб функции здания — интерьер был плохо освещен. Разнотолки по поводу то ли «дурновкусия» эклектики, стремившейся к обилию украшений, то ли признания ее рациональных качеств, в связи с более равновесным соответствием архитектуры фасадов и планировки интерьеров,— длятся более чем полтора столетия.

Однако более правомерно сравнивать не различные эпохи, а отдельные объекты эклектики с теми прототипами, которые были взяты за основу для подражания и стилизации. Сравнивая, например, архитектуру Штакеншнейдера с архитектурой Растрелли и Чевакинского, можно видеть, что у стилизатора-эклектика не хватает и той сочной пластики, и той мощной Динамики, и какой-то кипучей жизнерадостности, которая свойственна Растрелли. Детали у Штакеншнейдера прорисованы суше, графичнее, в их проработке есть некоторая излишняя дробность. То же самое можно сказать о других эклектиках-стилизаторах русского барокко.

П. С. Садовников (1796—1877) создал в 1860 году Конюшенный музей (Конюшенная пл., 4). Это большое сооружение для размещения в двух этажах городских экипажей. Во внутреннем дворе был пандус и подъемный механизм. В решении архитектуры фасада, выходящего на Конюшенную площадь, Садовников проявил себя мастером, хорошо чувствовавшим русское барокко XVIII века, но уступавшим в этом более плодовитому Штакеншнейдеру. Л. Ф. Фонтана (1824—1894) построил в 1860 году дом Жеребцовой (Дворцовая наб., 10) в стиле необарокко. Несколько особняков в этом же стиле созданы им в пригородах.

А. П. Гемилиан (1811—1881) — автор необарочного особняка Мясникова (Знаменская ул., 45), который был построен в 1857—1860 годы.

И. А. Монигетти (1819-1878) построил несколько необарочных сооружений. Например, особняк Дылева на набережной Обводного канала, 155. Г. А. Боссе (1812-1894) создал убедительную стилизацию барокко в архитектуре особняка Бутурлиной (ул. Чайковского, 10), 1860 год, и в нескольких других сооружениях.

Д. Л. Бонштедт (1822—1885) продолжил работу, начатую Боссе, над дворцом Юсупова (Литейный пр., 42). Авторы проявили большую фантазию в оригинальной трактовке барокко. Это была стилизация на темы немецкого и австрийского барокко XVIII века с обилием тяжеловесных деталей. Для облицовки фасада был применен естественный камень — бременский песчаник. Этот дорогой материал был употреблен еще лишь в нескольких дворцах, построенных в это время. Во внутренней отделке принимали участие художники Н. Майков, К. Поль.

Примеры стилизованного барокко можно видеть в сооружениях Н. Л. Бенуа (1813—1898), П. И. Таманского (1809-1883), А. И. Ланге, О. Монферрана (например, особняк Демидова на Б. Морской ул., 43).

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ