НЕОРЕНЕССАНС – Часть 2

Опубликовано: Сентябрь 26, 2012

Два особняка братьев Кушелевых-Безбородко — пример ордерной разновидности неоренессанса. Это трехэтажные особняки на ул. Фурманова, 1 и 3. Угловое здание, выходящее другим фасадом на Кутузовскую набережную, сплошь облицовано мрамором, что случалось не часто, так как это могли позволить себе лишь очень богатые люди. Архитекторами были Р. Р. Генрихсен и Э. Я. Шмидт.

Два особняка братьев Кочубей — пример безордерной разновидности неоренессанса. Один особняк был построен в 1846 году на ул. Чайковского, 30, другой — в 1855 году на Конногвардейском бульваре, 7. Широкие арочные окна, рустованная стена, мощный ренессансный карниз характерны для безордерной модификации неоренессанса. Оба особняка проектировал и строил Т. А. Боссе, тонкий знаток стилей и прекрасный проектировщик интерьеров. Он работал над созданием дворца Алексея Александровича (наб. реки Мойки, 122). Позднее здесь работали Н. Е. Ефимов, М. Е. Месмахер.

В 1844 году Боссе построил особняк Пашкова, позднее он стал называться Домом Департамента уделов (Литейный пр., 39). Этот пример неоренессанса интересен тем, что здесь впервые в архитектуре городских особняков Петербурга использована обнаженная кирпичная кладка — прием, получивший широкое распространение в последующие десятилетия. Совместно с ним на многих объектах работал в стиле неоренессанса Р. И. Кузьмин (1810—1868).

В 1839—1852 годы для разросшихся коллекций Эрмитажа было построено первое в России специальное здание художественного музея — Новый Эрмитаж (Б. Миллионная, 35). Автором проекта здания был Лео Кление (1784—1864), живший в Петербурге наездами. В осуществлении сложного проекта здания в неоренессансном стиле принимали творческое участие В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Новый Эрмитаж включал в себя галерею вдоль Зимней канавки, где были размещены Лоджии Рафаэля (копии Лоджий в Ватиканском дворце). Вход в Новыи Эрмитаж отмечен портиком, украшенным из-ваяниями десяти атлантов, высеченными из монолитов по модели скульптора А. Теребенева. Кроме него, в работе над декоративным убранством принимали участие скульпторы П. Свинцов, Н. Токарев, А. Логановский, В. Демут-Малиновский, Д. Иенсен, Н. Устинов, Н. Рамазанов.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ