НЕОРЕНЕССАНС – Часть 3

Опубликовано: Сентябрь 28, 2012

Видным зодчим той поры был А. К. Кавос (1801—1863). В 1845 году был завершен комплекс зданий Отделения почтовых карет на набережной реки Мойки.

В 1860 году А. К. Кавос перестраивал интерьеры Михайловского театра, восстанавливал деревянный театр С. А. Шустова на Каменном острове. В1859 году по его проекту была сооружена переходная галерея на зданиях Главного почтамта (г. Львов, конец XVIII века).

Самым крупным проектом А. К. Кавоса был Мариинский театр. Первоначально предполагалась необычная композиция здания. В ней было решено соединить функции театра и цирка. Императорский театр-цирк был закончен в 1849 году. Он стоял на Театральной площади напротив Большого театра, на месте которого возникло позднее здание Консерватории. Эта интересная попытка синтеза театрального и циркового искусства просуществовала 10 лет. В 1859 году театр-цирк сгорел. Восстановление здания было поручено Кавосу. В результате получилась обычная для театральных зданий компоновка с пятиярусным залом. На строительство ушло всего полтора года. Отделка отличалась богатством и пышностью (художники Э. Франчиоли и X. Дузи). Символичным и знаменательным был, вероятно тот факт, что в 1860 году лицом к лицу против классической громады Большого театра архитекторов Ринальди и Тома Томона встала эклектическая неоренессансная громада Мариинского театра архитектора Кавоса.

В неоренессансном стиле были воздвигнуты железнодорожные вокзалы. Это были абсолютно функционально новые сооружения.

К. А Тон (1794—1881) построил Николаевский (Московский) вокзал. Строительство продолжалось с 1843-го по 1851 год. Это был второй в России вокзал. Первым был Царскосельский, автором которого являлся также Тон. Архитектура Николаевского вокзала была решена в ренессансных формах, причем прототипом служили ратуши западноевропейских городов с характерными часовыми башнями. Производителем работ был архитектор Р. А. Желязевич. Чуть позже строился Варшавский вокзал. После нескольких перестроек и достроек, связанных с увеличением масштаба перевозок, в 1860 году вокзал получил свой окончательный вид. Архитектором был П. О. Сальмонович. К этому времени и железная дорога дотянулась до Варшавы. Композиционно здание оказалось недостаточно цельным — общие пропорции и мелкий масштаб башенки на фасаде вызывали сомнения. Зато функционально вокзал был хорошо продуман — четко разобраны «зона отправления» и «зона прибытия» и пр. Эффектно выглядел для того времени фасад со стороны железнодорожных путей — сильно звучали конструкции из металла и стекла, предвещая приход нового «железного века».

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ