«РУССКИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ» СТИЛЬ – Часть 1

Опубликовано: Октябрь 2, 2012

Основоположником стилизаторского русско-византийского направления в середине XIX века являлся архитектор К. А. Тон. К сожалению, в Петербурге не осталось построек этого характера. К. А. Тон, автор знаменитого храма Христа Спасителя в Москве, автор Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, казалось бы, здесь, в Петербурге, не представлен русско-византийским стилем. Но это не так.

Несколько весьма значительных культовых сооружений, построенных Тоном, в Петербурге существовали. Но они были уничтожены в те же годы, когда был разрушен храм Христа Спасителя в Москве. Самым значительным культовым сооружением Тона в Петербурге был Введенский собор на Загородном пр., 47, очень напоминавший московский храм Христа Спасителя, но меньше размером. Во всех впоследствии сломанных церквях работали видные академические живописцы.

Изданный Тоном в 1841 году альбом проектов церквей и часовен в русско-византийском стиле был официально предписан как «высочайше одобренный образец» при построении православных храмов. Так и было.

В каждом российском губернском или уездном городе во второй половине XIX века возникли на городских площадях храмы, похожие на русско-византийские стилизации К. А. Тона.

Большинство их было уничтожено. Коммунистический режим в XX веке более или менее терпимо относился к историческим древностям, к памятникам древнерусского, в том числе церковного, зодчества (в Новгороде, Пскове и т. д.), но он совершенно не переносил стилизаторского русско-византийского стиля XIX века, который служил для выражения имперской концепции официальной народности, служил имперской государственной доктрине, сформулированной при николаевском режиме,— «Самодержавие. Православие. Народность». Вслед за главным культовым сооружением этого направления — храмом Христа Спасителя в Москве — были сровнены с землей сотни храмов в городах страны.

В Петербурге сохранились несколько культовых православных сооружений, возведенных в середине XIX века, не совсем, правда, характерных в стилевом отношении.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ