Мастер лепки и фантазии Франческо Растрелли. Художник и заказчица – Часть 10

Опубликовано: Октябрь 3, 2012

Проект сооружения Андреевского собора в Киеве;

Завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;

Проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;

Украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;

Вероятно, в этот же год разработан проект путевого дворца в Киеве и построен «большой дворец для гофмаршала Шепелева… это здание было сооружено на Большой Миллионной улице, недалеко от Зимнего дома».

В протоколах Канцелярии от строений сохранились беглые свидетельства о стиле работы обер-архитектора.

Проектируя иконостас Андреевского собора в Киеве, Растрелли за месяц, с 5 февраля по 5 марта 1752 года, на огромном дощатом щите высотой в 21,5 метра полностью нарисовал весь иконостас. С необычно большого чертежа сняли лекала, и столярный мастер Иоганн Грот повез их на Украину.

Через два с небольшим года «августа 8 дня обер-архитектор граф де Растрелли сделал мелом и карандашом на досках чертеж… столярной и резной работе для дверей среднего апартамента и панелей Стрельнинского дворца» (того самого, чью первоначальную модель он точил и клеил еще юношей).

Настоящий архитектор в России, размышлял уже в преклонных годах Растрелли, «должен сделать чертежи деталей здания, будь то для столярной работы, для лепки и проч., и даже вычертить в большом масштабе, иначе придется всегда что-либо переделывать, что повлечет за собой потерю времени и большие издержки».

При таких темпах, при такой методе требовались надежные, талантливые помощники. Растрелли искал и находил их, придирчиво наблюдая за работой, поощрял способных и отсылал нерадивых.

Ю. Овсянников