СТИЛИЗАТОРСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано: Октябрь 4, 2012

В 1850—60-е годы по проекту архитектора П. И. Таманского (1809—1883) было воздвигнуто крупное здание Арсенала на Кронверке Петропавловской крепости (с 1872 года — Артиллерийский музей). Здание сложено из известковой плиты и облицовано кирпичом. Архитектура решена в стилизованных формах крепостного зодчества, однако обнаженный кирпич указывает на стремление к рационализму, начало которого приходится на то время.

А. П. Гемилиан (1811—1881) в архитектуре различных производственных и других утилитарных сооружений — складов, манежей, казарм — активно осваивал новую эстетику фасадов с открытым красным кирпичом без штукатурки. Белые детали — наличники, карнизы и пр.— напоминают о прототипе (петровское барокко). Таков Арсенал на ул. Комсомола, 1,2,3.

Н. Я. Анисимов использовал в архитектуре фабрично-заводских зданий приемы стилизованного классицизма. Такова Российская бумагопрядильная мануфактура, фабрика «Веретено» (наб. Обводного канала, 223-225).

Характерным для Николаевского Петербурга было появление административных сооружений нового типа. В разных частях города выросли съезжие дома — здания, совмещавшие в себе и местное полицейское управление, и пожарную часть. Этот тип дома с башней вышел за пределы Петербурга и распространился по стране. Хорошо сохранилось здание Съезжего дома Коломенской части, построенное в 1840 году архитектором Р. А. Желязевичем. Прототипом дома с башней-каланчой была западноевропейская ратуша. Башня и сейчас является хорошей доминантой Калининской площади. Архитектура в ренессансных формах была задумана из обнаженной кирпичной кладки. Чуть позже этот рациональный прием станет направлением, превратится в стиль. Возможно, толчком к развитию кирпичного стиля послужило то, что в те годы строилось много казарм &ля полков, для флотского экипажа (например, на Благовещенской площади вдоль Крюкова канала), архитектура которых должна была быть лапидарной, суровой, недорогой.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ