Арсенал (Монбижу) Пушкин

Опубликовано: Октябрь 10, 2012


Александровский парк,  (Пушкин) 

Архитекторы: Чевакинский С. И.
Растрелли Ф.-Б.
Менелас А. А.
Год постройки: 1747-1754, 1833-1834
Стиль: Псевдоготика

Карта

Арсенал (Монбижу)                    Псевдоготика

Пушкин. Александровский парк

1747-1754 – арх. Чевакинский С.И. – проект павильона “Монбижу”

1749 – арх. Растрелли Ф.-Б. -  изменение проекта

1833 – арх. Менелас А. – перестройка

1834 - арх. Тон К. А. – перестройка

 Здание Арсенала расположено в центре Александровского парка

В 1749-1750 гг. в центре Зверинца арх-ры С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий павильон Монбижу (моя драгоценность), парный Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на прямоугольной площадке , обрамленной каналом, на той же оси, что и Эрмитаж [1].

Исполненный архитектором С. И. Чевакинским проект Монбижу, утвержденный в 1747 г., был переработан в 1749 г. арх. Б.-Ф. Растрелли. Общее композиционное решение было сохранено, но фасады получили новое, более богатое оформление. Наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе увенчан резной деревянной статуей Славы. Работы по отделке павильона закончились в 1754 г.[2].

 

В 1750-1752 гг. охотничьи угодья  обнесли каменной оградой  по проекту арх. Растрелли.  По углам каменной ограды арх. Петр Островский  по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами.

Отношение к зверинцам стало меняться с устройством пейзажных парков, с идеями которых они плохо сочетались. Постепенно Зверинец пришел в запустение.
Только в 1799 г. император Павел I распорядился привести в порядок лесной массив, отремонтировать Монбижу, но работы приостановились в 1801 г.  Охотничий павильон к тому времени сильно обветшал. В 1817-1834 гг. его перестроили арх. А. А. Менелас и К. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем  Монбижу. В обработке фасадов использовано изображение одного из  готических замков Англии - Шрубс-Хилла, известного по одной из гравюр. Здание после перестройки превратилось в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем  Арсенал.

 

В нижнем этаже Арсенала находились большой зал, освещенный огромным венецианским окном с семьюдесятью двумя витражными стеклами XVI-XVII столетий, библиотека, кабинет и другие помещения. Дверь из вестибюля вела на каменную парадную лестницу, находившуюся в башне. Центральное помещение второго этажа - восьмиугольный зал - носило название Зал рыцарей. В 1886 г. коллекция оружия Арсенала была передана в Эрмитаж, а в освободившихся помещениях размещены модели царскосельских построек и собрание армейских военных форм.

Во внешнем облике здания нашло свое отражение характерное для русского зодчества первой трети XIX столетия увлечение готикой. Стены основного двухэтажного массива с примыкающими к нему одной из своих граней трехъярусными башнями увенчаны зубчатым парапетом. В оконные проемы, прямые, полуциркульные и круглые, вставлены переплеты готического рисунка.

 

Павильон  Монбижу до перестройки.

 

Фото нач. 1900-х гг.

 

Открытка.

 

 

 

Фасад павильона Арсенал

1870 г.

 

 

Среди других готических построек Александровского парка  здание Арсенала играло основную роль, определявшуюся его местоположением - на пересечении радиальных просек Зверинца и главной перспективы парка.

В годы войны 1941-1945 гг. зданию Арсенала были нанесены значительные повреждения. Сейчас павильон Арсенал находится в жутком состоянии: две винтовые лесенки, находившиеся в двух башенках рухнули вместе с крышей вниз, в полуподвале огромные известняковые плиты, покрывающие пол, вываратили кладоискатели. Все сплошь усеянно мусором. На потолке еще можно видеть массивные крюки , на которых когда-то висели шикарные люстры. Камин ,который находился в одной из башен на первом этаже разломан. На втором этаже в центральном помещении вся штукатурка и роспись обсылись и превратились в песок. Остается только надеется,что когда-нибудь павильон Арсенал восстановят.

Литература:

1. Семенова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. – М.: Центрполиграф, 2009. С. 356-360

2. сайт I love petersburg.ru