ДЕКОРАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ – Часть 2

Опубликовано: Октябрь 13, 2012

Соревновательность была главным принципом. Банк соревновался с банком, дом с домом, богач с богачом, архитектор с архитектором. Поэтому в архитектуре этого периода проявилось стремление к подчеркнутой представительности форм, к наибольшей насыщенности декора, к использованию дорогих материалов. Новым заказчиком (и новым потребителем) стала буржуазия. Благосостояние этого заказчика должно было запечатлеться в камне. Этот заказчик (и потребитель) требовал от исполнителя высокого качества объекта и яркого впечатления от него. В одном здании, на одном фасаде нередко соединялись элементы различных исторических стилей. Это был пестрый, часто вычурный архитектурно-художественный язык. Приверженцам единоначалия, воспитанным на классицизме или на добропорядочном стилизаторстве середины века, претила эта пестрота, это вавилонское «смешение языков». Но жизнь брала свое. Капиталы вкладывались в качественные и репрезентативные сооружения. Этот период петербургской архитектуры можно назвать «декоративно-насыщенная репрезентативная эклектика».

Романтическая струя в эти десятилетия не ослабевала. Архитекторы воплощали в стилизованных формах мотивы национальных или исторических стилей более или менее успешно и путано. Но появились противники романтиков-стилизаторов — архитекторы-рационалисты.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ