В ПОИСКАХ РАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ – Часть 1

Опубликовано: Октябрь 17, 2012

Рационалисты считали, что искусство должно быть зеркалом современности. Они призывали искать новые архитектурные формы, отказавшись от всякого подражания и стилизации. Сильнейшее влияние на умонастроения архитекторов Европы и России оказала Лондонская всемирная выставка в 1851 году и сооруженный по проекту Дж. Пэкстона английский павильон, вошедший в историю под названием «Хрустальный дворец». Громадное сооружение было построено только из металла и стекла. Представители прогрессивной и демократической русской искусствоведческой мысли 1860-х годов приветствовали появление новых материалов и конструкций. Знаменитый трибун В. В. Стасов считал, что новаторская железо-стеклянная архитектура — это одно из самых важных достижений современности, что это первый шаг, с которого начинается новая архитектура Европы.

В Европе были знамениты Э. Виолле-ле-Дюк, Готье и другие пропагандисты новой рациональной архитектуры. По мнению Виолле-ле-Дюка, архитектура должна принять новые формы, если она начнет применять новую разумную строительную технику, соответствующую эпохе того времени. Архитектура не должна идти по пути нагромождения стилей и форм всех времен. Эти мысли были высказаны за несколько десятилетий до появления конструктивизма Корбюзье, Райта, Миеса ван де Рое и др. Наш архитектор и теоретик А. К. Красовский написал труд «Гражданская архитектура», в котором призывал разрабатывать архитектурные формы зданий, стремясь достичь технической и функциональной целесообразности. Лишь в этом случае, по его мнению, может появиться архитектура, сообразная здешнему климату, здешним материалам, нашим вещественным и духовным потребностям. В то же время он признавал необходимость украшений — орнаменты, панно, скульптуры и т. п.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ