МЕТАЛЛ И СТЕКЛО В АРХИТЕКТУРЕ – Часть 1

Опубликовано: Октябрь 20, 2012

Много вопросов стояло тогда перед гражданской архитектурой. Можно ли признавать открытый металл за материал, подходящий для гражданской архитектуры? Могут ли соседствовать в одной части здания открытый металл и архитектурные формы из традиционных материалов? Может ли металлическая конструкция быть сама по себе архитектурной формой? Не правильнее ли металлические колонны, балки и прочее маскировать, употребляя их в скрытом виде лишь для усиления части здания, для увеличения пролета и т. д.? А если употреблять металл открытым, то не лучше ли придавать ему художественную форму (фигурное литье и пр.)?

В 1889 году Эйфелева башня водрузилась над Парижем и над всем миром, как бы для того, чтобы утвердить металл как архитектурный материал. Однако психологические барьеры преодолеваются медленно. Всегда были, есть и будут люди с настороженными взглядами, которые негативно или с опаской относятся к любым новшествам. Смешно, но и в девяностые годы XX века можно было услышать от пожилой «искусствоведческой» дамы мнение, что Эйфелева башня испортила ее любимый Париж.

Прогресс в Петербурге, однако, был существенный. Если в середине века металл и стекло в гражданском строительстве — это остекления узких пассажей и витрин магазинов, то в конце века — это крупнопролетные перекрытия над операционными зданиями многочисленных банков, музеев, выставочных павильонов. В конце века на Невском проспекте было около 40 банков — примерно половина от общего числа в городе. К качеству строительства банков предъявлялись особые требования. В их архитектуре была желательна подчеркнутая торжественность, говорящая о финансовой надежности. Русский для внешней торговли банк (Б. Морская ул., 32), построенный В. А. Шретером в 1888 году, имел внутри восьмигранный объем двухъярусного операционного зала с железо-стеклянным куполом диаметром 22,5 м.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ