МЕТАЛЛ И СТЕКЛО В АРХИТЕКТУРЕ – Часть 2

Опубликовано: Октябрь 21, 2012

В те же десятилетия часто устраивались выставки. Привычным и популярным методом для их устройства стала территория б. Соляного городка. В 1870-е годы была большая Всероссийская мануфактурная выставка. Большепролетные павильоны и фасад на набережной реки Фонтанки в «русском стиле» были исполнены архитекторами Фонтана и Гартманом. Там же, в Соляном городке, в 1879 году был воздвигнут Сельскохозяйственный музей. Архитектором был И. С. Китнер (1839—1921). Арочные формы перекрывали в корпусах пролеты 30,5 м. Столь же крупные пролеты перекрывал Китнер в своих рыночных корпусах на Сенной площади. В те же годы он перестраивал здание Общества поощрения художествам (Б. Морская ул., 38, совр. Дом художников), с устройством верхнего света в главном зале. Китнер построил и самое крупное металло-стеклянное сооружение — пальмовую оранжерею — в Ботаническом саду (высота 23 м).

Верхний свет был необходим в музеях. Замечательным сооружением того времени стал музеи училища Штиглица. Само училище, стоящее рядом с музеем, было построено несколько раньше (1880 год; архитекторами А. И. Кракау и Р. А. Гедике. Музей строил директор училища — очень активный практикующий архитектор и педагог М. Е. Месмахер (1842—1906). Само назначение здания, где размещались экспонаты материальной культуры разных народов и эпох, определяло разностильность отделки различных помещений. Соответственно смыслу в соответствующих стилях решалась декорировка венецианского, древнеримского, византийского, раннехристианского, готического, древнерусского, фламандского, английского, французского залов. Значительную часть здания занимал выставочный зал, окруженный двухъярусными арками. Металло-стёклянный купол имеет непревзойденные в России XIX века размеры — 42×19 метров. Месмахер смело сочетал открытые конструкции купола с архитектурой стен, облицованных камнем (зал с аркадами как бы воспроизводит итальянский дворик). Но находились люди, которым это не нравилось. Высказывались мнения, что отсутствует художественная целостность, что налицо противоречие между строительной техникой и архитектурными формами. Малые металлические формы тоже играли немаловажную роль. Перильные ограждения балконов и поддерживавшие их кронштейны, навесы над подъездами — «зонтики» (одно время это был повсеместный атрибут любого дома), парапеты, ограды садов, флагодержатели, декоративные вершинки башенок на многих угловых домах, флюгеры, ажурные створки ворот в подворотнях, оконные решетки, накладные детали. Малые металлические формы обогащали архитектурную среду города. Через них человек контактировал и с каменной архитектурной формой, и с каменной городской средой вообще. Производство малых металлических форм стало налаживаться еще в середине века (первые балконы с употреблением металла появились в 1840-е годы). В конце века это производство развилось и вышло на массовый уровень.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ