«КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ» – Часть 2

Опубликовано: Октябрь 23, 2012

Архитекторы-рационалисты старались проектировать здание целесообразным во всех компонентах. Шретеровский доходный дом на наб. реки Мойки, 112, имеет семь эркеров (фасад выходит на север). На верхнем этаже запроектированы светлые мастерские, сдававшиеся в аренду художникам. Дом облицован светло-розовой керамической плиткой и облицовочным кирпичом. В архитектуре фасада акценты сделаны не на дополнительных декоративных элементах, а на самих архитектурных формах, которые связаны с функцией дома,— эркеры, балконы, окна. В особняке Шретера, построенном в последние годы столетия, все подчинено внутреннему смыслу, функции окончательности. Шретер первым, кажется, разместил окно лестничной площадки так, как это диктовала внутренняя компоновка, т. е. перебивая линию окон на фасаде. В XX веке выявление лестницы на фасаде (окна идут вперебив) уже не выглядело новаторским приемом и стало повсеместно использоваться в архитектуре доходных домов. «Кирпичный стиль» и другие элементы рациональной архитектуры понемногу входили в жизнь. Но основная архитектурно-строительная практика была подвержена безудержному декоративизму. Конечно, надо помнить, что жилищный кризис был, как всегда, велик, что от строительства требовалась, как всегда, массовость, что в одном 1897 году в городе было построено полтысячи каменных домов. И подавляющее большинство домов возводилось в традиционной манере и традиционными методами. Это были многоэтажные отштукатуренные доходные дома с разнообразными эклектичными деталями из штукатурки и цемента. Кстати, по свидетельствам иностранцев, еще в начале и середине XIX века строители в Петербурге всегда работали быстро и умело, а к концу столетия профессионализм достиг высокого уровня. Пятиэтажные кирпичные дома с приличной эклектичной декорировкои достаточно качественные, строились за несколько месяцев без какой бы то ни было механизации.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ