ДВОРЦЫ И ОСОБНЯКИ — ЭТАЛОНЫ СТИЛЕЙ – Часть 1

Опубликовано: Октябрь 24, 2012

Что касается стилевых характеристик, то, конечно, основная масса фасадов проектировалась и декорировалась не всегда со вкусом.

Эклектика — это поиск, выбор. Но под грузом навалившихся проблем и при необходимости строить, и строить много,— в массовом строительстве для правильного выбора часто не хватало времени и свободы.

«Эталонными лабораториями» являлись, как сейчас говорят, эксклюзивные объекты — дворцы и особняки аристократии и состоятельных людей.

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26, совр. Дом ученых) был построен в 1872 году архитектором А. И. Резановым (1817-1887). Фасад на Неву обработан рустом в подражание флорентийским палаццо XV века В отличие от каменных прототипов, рустовка выполнена в штукатурке, а карнизы, наличники и другие детали отлиты из высококачественного портландцемента. Парадные помещения не имеют единого стилистического оформления — ренессанс, рококо, готика, мавританский стиль, много русских мотивов.

Особняк Спиридонова (Фурштатская ул., 58, совр. Дом малютки) построен в 1895 году архитектором А. Н. Померанцевым.

Особняк Дервиза (Английская наб., 28, совр. Дворец бракосочетания) построен в 1897 году архитектором А. К. Красовским.

Особняк Ратькова-Рыжкова (Дворцовая наб., Мраморный пер., Б. Миллионная ул.) построен в 1875 году архитектором К. К. Рахау. Ратьков-Рыжков — городской голова и предприниматель, владелец шестнадцати домов в Петербурге.

Барочные детали в некоторых случаях точно повторяли детали Растрелли и Штакеншнейдера. Например, в особняке Казалета (Английская наб., 6) архитектор В. Е. Стуккей, казалось, хотел догнать или даже превзойти великих мастеров прошлого. Но не удалось! И Растрелли, и даже Штакеншнейдер оказались недосягаемы. Прорисовка деталей у Стуккея мельче, суше, масштаб ордера не тот.

Как много зависит от масштаба сооружения и ордера, видно на примере гостиницы «Европейская» (Михайловская ул.), построенной в 1875 году архитектором Л. Ф. Фонтана. Здесь тоже заметны барочные детали, но одинаковые, относительно невысокие этажи, малый масштаб деталей не оставляют впечатления той барочной роскошности, которой обладали сооружения Растрелли и Штакеншнейдера.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ