ДВОРЦЫ И ОСОБНЯКИ — ЭТАЛОНЫ СТИЛЕЙ – Часть 3

Опубликовано: Октябрь 29, 2012

Кому-то может показаться, что уже не столь важно отмечать на протяжении десятилетий стилистические особенности архитектурных деталей на фасадах. Однако это не так. В архитектурном сооружении все взаимосвязано. Это комплекс различных категорий и параметров. Фасад дома с той или иной декорировкой (или отсутствием таковой) — это не костюм на человеке, который можно надеть или снять.

На каждом временном отрезке появляются свои яркие личности. В конце века были упоминавшиеся уже А. В. Шретер, И. С. Китнер, А. И. Резанов, Р. А Гедике, П. Ю. Сюзор, А. И. Гоген, А В. Иванов, М. А. Макаров, А. Ф. Красовский, М. Е. Месмахер, Л. Н. Бенуа (сын Н. Л. Бенуа, работавшего в предыдущий период). Кто-то уже заканчивал свою деятельность. Другие шагнули в следующий век и в следующий период развития архитектуры.

Месмахер, помимо музея училища Штиглица, сделал еще многое. Он работал над домом Полов-цева (Б. Морская ул., 52; совр. Дом архитектора). Архитекторами здесь были А. X. Пель (1830-е годы), Н. Ф. Брюлло, Г. А. Боссе (середина века) и М. Е. Месмахер в конце века. Создававшиеся в разное время и в разных стилях интерьеры объединяет высокий уровень исполнительского мастерства — облицовка мрамором, лепка, бронзовые накладные детали, зеркала, шпалеры, камины и т. д.— все непревзойденного качества. Очевидно, потому, что последним «приложил руку» директор училища прикладного искусства Месмахер.

В 1886 году Месмахер завершил работу над значительным сооружением — зданием архива Государственного совета (Б. Миллионная ул., 36; совр. Архив Военно-морского флота). Это здание считается одним из высших достижений архитектуры Петербурга конца XIX века. Продуманная планировка, несгораемые конструкции хранилищ, система вентиляции и пр., а также весь облик, вся архитектура в целом, пропорции, ритмы окон, декорировка фасадов с использованием мотивов творчески переработанного ренессанса — все вызывает ощущение внутренней и внешней капитальности, спокойной мощи. Это один из резких случаев, когда и образ создан выразительный, и функция отражена правдиво.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ