МАСТЕРА ЭКЛЕКТИЧЕСКОГО СТИЛЯ – Часть 1

Опубликовано: Ноябрь 1, 2012

Выше уже говорилось о повальном декоративизме, который связан с огромными объемами массового капиталистического строительства, причем каждый объект соревновался с соседним, стремясь произвести большее впечатление. Ретроспективное стилизаторство продолжалось во всех направлениях. Необарокко (на основе русского и французского барокко), неоренессанс (прототипы — ренессанс ранний, поздний, флорентийский, венецианский и др.). неоготика, неогрек, неовосток, неорусский стиль, смешанный стиль (когда на фасадах одного здания присутствовали различные по характеру и происхождению мотивы).

Сказалось влияние самой городской среды. Весь город стал эклектическим и разностильным. Соседство разностильных фасадов, интерьеров действовало на формирование вкусов. Человек вообще постепенно привыкает к тому, что он живет в многообразном эклектичном мире, где разнородные элементы, иногда принципиально противоположные, соединяются часто механически или проникая друг в друга образуют новые типы систем.

В архитектуре большого города не могло обойтись без смешений, без гибридизации. Это нормальный процесс.

Люди постепенно отвыкали от однородной системности времен барокко и классицизма. Петербург XVIII века можно было себе представить выстроенным по какому-то эталону. Но спустя сто лет, когда город стал в пять-шесть раз больше, когда загудели фабричные и паровозные гудки, улицы запестрели витринами и рекламой, появились сооружения и корпуса неизвестного доселе назначения, об однородности и единоначалии пришлось забыть. Зодчие, художники стали пробовать на одном здании разные стили. Это был путь к новым средствам выразительности.

Искусствоведение более поздних времен стало называть это эклектическим стилем, причем с неким негативным смыслом. Действительно, в массовом строительстве были примеры дурновкусия, связанного со смешением стилей, но причина была не только в этом. Все зависит от чувства меры и гармонии, от мастера, который ими должен обладать. Приведем нехудшие примеры.

Предшественником смешения приемов был Ново-Михайловский дворец архитектора Штакеншнейдера, знаменитого стилизатора (Дворцовая наб., 10, 1861 год). Фасады, выходящие на Неву и Б. Миллионную улицу,— разные. И на Невском фасаде разные приемы: поэтажное членение ордерной системы — это ренессанс; барельефы на первом этаже и филенки — это ренессанс; наличники и гирлянды у окон третьего этажа —это классицизм; раскрепованные антаблемент и фронтон — это барокко.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ