МАСТЕРА ЭКЛЕКТИЧЕСКОГО СТИЛЯ – Часть 2

Опубликовано: Ноябрь 2, 2012

В 1861 году архитектор Гейденрейх построил дом на улице Чайковского (д. 32), где соединены мотивы романского стиля и ренессанса.

В 1878 году Фонтана построил театр на наб. Фонтанки (д. 65), где барочные и ренессансные мотивы смешаны со «стилем второй империи», пришедшим к нам из Франции.

Мариинский театр архитектора Кавоса, подвергавшийся перестройкам в конце века (Шретер и др.), имеет на своих фасадах некоторые разностильные элементы.

Здание Общества взаимного кредита (кан. Грибоедова, 13) архитектора Сюзора, построенное в 1890 году, имеет элементы классицизма, ренессанса и французского «стиля второй империи». Кариатиды, скульптурные аллегории, львиные маски относятся к разным прототипам.

Уже говорилось о прекрасном здании Музея училища Штиглица архитектора Месмахера (Соляной Пер, 15). На фасаде здание несет элементы разностилья. Мастер сознательно шел на это. Как в «Гранд-Опера», здесь достигнут барочный эффект не только использованием той или иной чисто барочной детали, но и трансформацией ренессансных деталей под барочные, и общей насыщенностью деталями и скульптурой, и незаурядностью силуэта с завершением четырехгранным куполом французского типа. Среди скульптур — крылатые Славы, распространенные в Европе в конце века.

На фасаде дома Петровой (угол наб. реки Мойки и Мошкова пер.) и дома Крундышева (кан. Грибоедова, 19), построенных А. В. Ивановым, присутствуют и ранний классицизм (наличники), и ренессанс (арочные окна, пилястры).

В другом духе, но с теми же признаками смешения стилей построен дом рядом (кан. Грибоедова, 15). Это дом Томашевской архитектора Сюзора.

Дома архитекторов Померанцева и Варгунина на Фурштатской ул. (д. 52 и 58) тоже неоднородны по стилю, но это отнюдь не умаляет их художественных качеств.

Фасады доходных домов также становились эклектичны. Журнал «Зодчий» в конце века писал о плодовитом и популярном архитекторе М. А. Макарове, о его «гениальных попытках смешения стилей». Известен дом, построенный Макаровым, выходящий фасадами на Б. Морскую ул. (д. 36) и набережную реки Мойки (д. 81). На фасадах самая разнообразная декоративная лепнина.

За несколько десятков лет в конце XIX века в городе было построено много тысяч доходных домов эклектического стиля. Здесь много творческих удач, на фоне которых некоторые аляповатости не особенно заметны.

Но обо всем и обо всех здесь не рассказать. В этой книжке рассказывается главным образом о тенденциях, а не о персонах.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ