РУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – Часть 1

Опубликовано: Ноябрь 2, 2012

Русское направление в архитектуре второй половины XIX века претерпело изменения. Стало меняться отношение к «русско-византийскому стилю», созданному К. А. Тоном в первой половине века. Из восторженного оно превратилось в прохладное, а после того как один из главных демократических трибунов от искусствоведения В. В. Стасов объявил русско-византийское стилизаторство К. А. Тона псевдорусским и псевдонародным, Тона все поносили в течение ста лет со второй половине XIX века стали появляться революционные идеи, бунтарские голоса слышались все громче. Архитектурное стилизаторство Тона стали называть порождением николаевской реакции. Стасов находил истинно народные корни в древне-Русском искусстве, в искусстве XVI— XVII веков. русское направление развивалось теперь более широко. Сильным было увлечение русским деревянным зодчеством. Здесь много сделал архитектор И. П. Ропет. Несколько каменных православных храмов были построены Д. И. Гриммом, Н. В. Султановым, Н. Н. Никоновым. В самом конце 1890-х годов была построена церковь подворья Киево-Пе-черской лавры (наб. Лейтенанта Шмидта, 27), внесшая в панораму Невы новый акцент. Архитекторы В. А. Косяков и Г. А. Косяков.

В 1880-е годы началась эпопея возведения храма Воскресенья Христова на канале Грибоедова, на том месте, где был убит Александр II. Конкурсы 1881—1882 годов, собравшие много именитых участников, показали, что «русско-византийский стиль» не проходит,

Царь Александр III рекомендовал обратиться к русским образцам XVII столетия и к архитектуре Ярославля и Москвы. Среди многих видных архитекторов, участвовавших в конкурсах (Л. Н. Бенуа, А И. Резанов, В. А Шретер), победу одержали молодой А. А Парланд и И. В. Макаров. Они создали проект в краснокирпичном московско-ярославском стиле. Над мозаикой и живописью работали художники В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин. Храм был завершен в 1907 году. В конце эклектического периода стилизация русских мотивов была и в гражданской архитектуре. Трудно назвать эти эксперименты удачными.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ