МОДЕРН НАЧАЛО XX ВЕКА – Часть 1

Опубликовано: Ноябрь 9, 2012

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Если свобода выбора, ретроспективное стилизаторство, параллельно с ним — поиски рациональности в архитектуре с целью освободиться от подражаний,— если все это входило в характеристику периода, названного эклектикой, то с переходом в новый XX век мало что изменилось.

Векторы развития архитектуры остались прежними. Изменились лишь нюансы. На фоне безудержного стилизаторства в массовом строительстве (по-прежнему несколько сотен доходных домов в год) предпринимались все более серьезные усилия сделать архитектуру рациональной и функциональной. Ускорилось движение в сторону технологичного стиля, где термин «технологичный» употреблялся не в строительно-техническом смысле, а в смысле функциональности.

В каждом сооружении должна быть обеспечена наилучшая технология того процесса, который в этом сооружении происходит — жизнь человека, производственные или служебные манипуляции и пр.

Технология жизни должна быть поставлена во главу угла, собственно это тоже стремление к «рациональной архитектуре», чем в конце предыдущего периода занимались В. А. Шретер, И. С. Китнер, А. И. Гоген, П. Ю. Сюзор. Они в новых компоновочных решениях и в применении новых конструкций и материалов искали решение архитектурно-эстетических задач. Уже тогда, в 1880—1890 годы, они были модернистами, мастерами, стремящимися к современным решениям.

Термин «модерн» (франц.— современный) вошел в жизнь повсеместно не только в России, но и в Европе и в Америке. Попытки отойти от ретроспективизма эклектики были везде.

Идеологи модерна считали, что в архитектурном проектировании надо исходить из свободной планировки, хорошо обеспечивающей функцию сооружения, что надо отказаться от проектирования в рамках стилей, что надо, никому не подражая, перейти к выработке нового архитектурно-художественного языка, основанного на достижениях строительной техники. Каждое сооружение должно нести черты индивидуальности проектировщика. В новый архитектурный язык должен входить и сугубо индивидуальный декор, не заимствованный ни из каких арсеналов — ни из национальных орнаментальных мотивов, ни из мотивов прошлых стилей. И архитектурная форма, и декор должны быть нарисованы свободной прихотливой рукой проектировщика. Поэтому модернистскую декорировку и орнаментику в архитектурных сооружениях того периода отличают обилие причудливо изогнутых линий и форм, плавные перетекания линий и форм из одних в другие, лианообразные извивы и переплетения.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ