МОДЕРН НАЧАЛО XX ВЕКА – Часть 2

Опубликовано: Ноябрь 10, 2012

Стиль модерна возник и развивался на самом рубеже столетия в разных странах. Известные архитекторы А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Англии, X. Ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбрих в Бельгии, Ш. Шехтель в России.

Период модерн в архитектуре совпал с расцветом символизма в литературе и изобразительном искусстве. Стремление к свободе творчества и к некоей отвлеченной идеальной красоте было свойственно творчеству поэтов П. Валери, А. Рембо, С. Малларме за рубежом и А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова в России.

Такой же характер творчества был присущ художникам П. Гогену, М. Врубелю, М. Чюрленису. Многие архитекторы, декораторы, оформители, работавшие в стиле модерн, испытали на себе сильное влияние творчества английского графика-модерниста О. Бердслея, мастерски владевшего искусством виртуозного модернистского рисунка и орнамента.

В России самым известным и последовательным архитектором, работавшим в стиле модерн, был Ф. О. Шехтель. Известны его работы в Москве его международная премия за архитектуру павильона на международной выставке в Англии в 1901 году В Петербурге Шехтель не работал. Петербургский модерн отличался от московского некоторой умеренностью и чуть большей строгостью, что вполне естественно, учитывая историю и традиции.

В петербургскую плеяду архитекторов, работавших в стиле модерн в XX веке, кроме упомянутых А. И. Гогена и П. Ю. Сюзора, входили Г. В. Барановский, С. А. Бржозовский, Э. Ф. Виррих, С. С. Кричинский, Г. И. Люцедарский, С. И. Минаш, Р. Ф. Мельцер, В. В. Шауб. Некоторые исследователи усматривают в петербургской архитектуре новую ветвь модерна и называют ее «северным модерном», отличающимся романтической трактовкой образа. Сюда относят Ф. И. Лидваля, Н. В. Васильева, И. А. Претро.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ