Как обустроить Обводный канал

Опубликовано: Ноябрь 20, 2012

Будущее кварталов вокруг Обводного канала – точней говоря, вокруг «Красного треугольника» – молодые архитекторы не связывают с промышленностью. Одни считают, что там должны появиться спортивные объекты, другие настаивают на центре современного искусства. Кто-то предлагает сделать зону свободной от транспорта, кто-то настаивает на общественном. В рамках форума «Будущий Петербург» прошла презентация четырех проектов молодых архитектурных коллективов, коим предложили разработать концепцию по изменению облика внутригородских промышленных зон.

В Петербурге промзоны именуются серым поясом города. Пояс где-то повторяет очертания Невы, потому что продукцию иначе чем по воде вывезти было невозможно. Таковы, например, «Балтийский завод» и «Силовые машины». Девелоперов давно интересует Выборгская сторона, где площадь промзоны составляет не менее 15 квадратных километров, территории вокруг Охты – впрочем, этот район далек от центра и чересчур депрессивен, квартал между Дальневосточным и Октябрьской набережной, кварталы вокруг Невской заставы – тем более, что там рано или поздно возведут магистраль Фаянсовая-Зольная. Дальше движемся на запад – и понимаем, что окажись мэром Петербурга Лужков, он не оставил бы камня на камне от нынешней Лиговки. Да и квартал улицы Салова не помешало бы облагородить: там теперь есть метро, с постройкой уже упомянутой переправы получится прекрасная магистраль-хорда Благодатная – Салова – Фаянсовая, а дальше – как получится. То же можно сказать про кварталы вокруг Уральской улицы, кои придется преобразовывать после постройки моста через Серный. Но начать, конечно, следовало с Обводного канала, который считается южной границей центра, а конкретно – с цехов резинового завода. Сейчас в бывшем «Красном треугольнике» имеют офисы 150 юридических лиц. Эту коммуналку надо расселять и облагораживать.

Европа все это уже проходила – выход неэффективных промышленных предприятий за город или, увы, в небытие, покинутые корпуса, трэш и разруху. Кстати, для оценки студенческих проектов на круглый стол пригласили архитекторов из Копенгагена, Ванкувера и Хельсинки.

Итак, в одном зале презентовали проекты реконструкции Обводного, он же – Южная часть Измайловской перспективы, круг радиусом 2 км вокруг Балтийского вокзала, т.е. с захватом и северной набережной тоже. Примечательно, что в соседнем зале в это время обсуждали транспортное будущее Петербурга, и у тамошних ученых были свои виды на Обводный канал. Во всяком случае, превращать восьмиполосное движение в шестиполосное, а то и вовсе отдавать набережные в пользу одного только общественного транспорта они бы точно не позволили.

Проект «Энергия связей» сделал, понятно, ставку на связи. Во-первых, предложил велодорожку «Новая Голландия – Красный треугольник» (первые инвесторы очевидны – велоклубы, веломагазины), во-вторых, подал идею пустить по старым железнодорожным путям аттракционный трамвай или трамтрейн (второго отличают высокие токоприемники). Конечно, разного рода скептики усомнились, что ОЖД так просто передаст городу свои территории, а кто-то заявил, что от рельсов уже ничего не сталось, но почему бы не помечтать. Затем, продолжали разработчики, мы построили бы пешеходный мост к Митрофаньевскому шоссе, сделаем пешеходной площадь перед Балтийским вокзалом, а автобусное кольцо перенесем к Варшавскому. Не забыть и аэроэкспресс до «Пулково». На втором этапе продлевается Киевская улица, на третьем – Лиговский проспект. Внутри зоны будут торгово-прогулочные галереи, гостиницы и музей резиновой обуви. Для тех арендаторов, которые согласятся участвовать в преобразовании, будут действовать льготы, так что менять адрес им не придется. Ну а остальных потихоньку вытеснят. Музей железнодорожной техники останется на прежнем месте, как и депо, которое тоже станет музеем.

Rara Structure предложила постепенно насыщать квартал новыми объектами – это так называемое пористое освоение. Сначала появляются несколько новых точек внутри квартала, в которых кипит жизнь, потом образуются связи между ними, например, с помощью тех же велодорожек, а затем на самих этих дорожках появляются новые точки. И в основном, тут должны появиться спортивные объекты, тем более, что скалодромы уже есть. Нужен картинг, плюс еще немного офисов и апартаментов, но они, понятно, на любителя.

Проект «Проницаемость». Зеленая зона слева от бульвара Циолковского, дизайнерские галереи. Разработчики обратили внимание на отсутствие зелени в районе, но почему-то просчитались, решив, что в районе имеются в большом количестве жилые дома. А это не так. В результате разработчики решили сделать ставку на первый мебельный квартал. По их версии, район должен иметь две функции: транспортного узла и центра современного искусства. Сродни центру Жоржа Помпиду в Париже и Кианзи в Хельсинки.

Последний проект носил название «Мембрана» – и здесь авторы планировали начать с формирования новой среды. Обводный канал теряет свою транспортную функцию, заявили архитекторы. – Следует насытить квартал креативными людьми. Что можно еще сделать? Зеленые теплицы для выращивания овощей. Развивать муниципально-частно-общественное партнерство. Искать сообщества конкретных экономических агентов. Не выживать арендаторов  через налоговую, а вместе с ними строить будущее этого квартала.

Таким образом, каждый из архитектурных коллективов высказал по одной-две здравых мысли, но в целом ни один проект не удостоился у критиков абсолютной похвалы. Так, датский архитектор Ян Гейл отметил, что все исследования проводились в рамках отведенного района, а следовало бы подумать о городе целиком. В любом случае, пускать по отдельности пешеходную зону и общественный транспорт – бессмысленно. Сам Гейл предложил сделать одну из набережных пешеходной (наверное, северную, ведь к южной примыкает ЗСД), построить несколько домов с видом на воду… и, конечно, посадить побольше зелени. Зато петербургский архитектурный критик Алексей Лепорк понес конкурсантов по кочкам:

Никакой связи с реальностью – раз. Пора осознать, что Обводный есть и будет важнейшей транспортной артерией – два. Танцевать надо от конкретных точек, а не от абстрактных, которые сейчас спрятаны где-то в глубине промзоны. Бессмысленно искать среди корпусов место для некой главной площади квартала, когда она уже известна – площадь перед Балтийским вокзалом. Не надо зацикливаться на велодорожках, ибо у нас севернее, чем в Копенгагене. Подумать о тех людях, которые там будут гулять, в том числе – об алкоголиках и привокзальной шантрапе. Не забывать об уже имеющихся памятных объектах, например, о бане.

При этом все прекрасно помнят, что глубина Обводного канала – не больше полуметра, вода – известной чистоты. Засыпать его, конечно, не будут, но так же не будут рассчитывать, что созерцание водной глади будет кому-то доставлять удовольствие. Очистить канал можно только одним способом – прорубив несколько дополнительных каналов, чтобы вода хоть как-то циркулировала. Но таких идей ни у кого в планах нет.