МОДЕРН НАЧАЛО XX ВЕКА – Часть 5

Опубликовано: Ноябрь 21, 2012

Принято считать, что стиль модерн продлился короткий период на самом рубеже веков в течение примерно двух десятилетий. Это не совсем так. После 1910 года ослабло увлечение модернизмом. Ведь с появлением модерна как серьезного стиля появилась и масса подражаний.

В массовом строительстве на сооружения в стиле серьезного содержательного модерна приходился ничтожный процент. Зато появилось много домов похожих на модерн. На фасадах тут и там — где-то плавно изогнутая форма, где-то — витиеватые металлические ограждения балконов, лестниц, где-то оригинальные по рисунку навершия башенок, где-то — изразцовые вставки, где-то —штукатурный растительный орнамент. Элементы модернизма стали украшать многие дома начала века. Явление такого же толка, как любое романтическое стилизаторство. Дерзость стилизаторов доходила до того, что иногда конструктивный смысл терялся ради некоего мистического характера и настроения — например, из тела стены, из ее массива на углу дома появлялись таинственным образом женские лепные лики с распущенными прядями волос, с полузакрытыми глазами. Все это могло быть вполне допустимым и интересным. Но это не модерн, а модернизм или постмодернизм, или обычная стилизаторская эклектика.

Поэтому лучше сказать, что после 1910 года стала затухать увлеченность модернизмом, внешними поверхностными атрибутами модерна и его специфически вычурными линиями, формами, орнаментом. Усталость наступает от любого явления, если оно превращается в штамп.

Модерн как серьезное содержательное явление (а не поверхностный модный «стилёк» — модернизм) конечно же не исчез. Это явление осталось как тенденция тяги к новому и современному. Модерн, как и авангард, не может умирать навсегда. Без них кончилось бы всякое развитие. Осталась тенденция к рациональной архитектуре. Многие архитекторы, склонные к новаторству, хотели проектировать, так сказать, от функции и материала, а не исходя из традиций, привычек, стилей. Но ничего не делается в одиночестве.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ