МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ РЕТРОСТИЛИ – Часть 1

Опубликовано: Ноябрь 24, 2012

В начале столетия вплоть до трагических событий войны и революции можно отметить, что, при продолжавшемся совершенствовании строительной техники и материалов, увлечение поверхностным модернизмом стало затухать. Декорировка фасадов домов стала меняться. Дома стали одеваться в другие одежды, и классическая традиция в Петербурге возобладала. Сказалась старинная закваска. Вернулось ощущение необходимости сохранения ансамблей.

Появились даже постройки, где архитектурные формы в чистом виде имитировали классические.

Таково здание Этнографического музея (Инженерная ул., 4), возведенное в 1911 году по проекту архитектора В. Ф. Свиньина, где для сохранения стилистического единства всего ансамбля, задуманного Росси, были использованы приемы русского классицизма. За полвека до этого в аналогичной ситуации возле Александрийского театра при обстраивании площади Островского этого, к сожалению, не произошло.

Эту же цель — не нарушать ансамбль — имели в виду архитекторы Л. Н. Бенуа и С. И. Овсяников, построившие чуть позже Западный корпус Русского музея (наб. Грибоедова, 2) в формах русского классицизма.

Дом Абамелек-Лазарева, выходящий одним из фасадов на набережную Мойки, был построен архитектором И. А. Фоминым также в характере русского классицизма. Гармоничное решение архитектуры фасада говорит о том, что и спустя сто лет можно спроектировать и поставить дом не хуже настоящих классиков, чьи произведения стоят неподалеку на Дворцовой площади.

Развивался и неоклассицизм, который отличался °т «старого доброго» русского классицизма и материалами (не белые штукатурные колонны, а естественный камень), и подчеркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов. В этот период неоклассицизм и неоренессанс часто были рядом.

Здание Русского торгово-промышленного банка (Б. Морская ул., 15) было построено по проекту архитектора М. М. Перетятковича в 1915 году. Как и во многих других монументальных банковских зданиях с крупными залами, здесь применены железобетонные каркасные конструкции. Неоклассицизм вобрал в себя формы русской классики XVIII—XIX веков и итальянского Возрождения XV—XVI веков. Над декоративно-скульптурным убранством работали скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ