МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ РЕТРОСТИЛИ – Часть 2

Опубликовано: Ноябрь 26, 2012

Здание Санкт-Петербургского Торгового банка Вавельберга (Невский пр., 7) было построено в неоренессансном стиле. Архитектура фасадов выдержана в формах венецианского Возрождения XVI века. Архитектор М. М. Перетяткович, как и в других случаях, для отделки применил серый гранит. Скульптурный декор выполняли скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов. Здание было завершено в 1912 году.

Монументальное здание Главного казначейства (наб. реки Фонтанки, 70-72) выделяется пространственным богатством своих интерьеров. Главный операционный зал имеет высоту 20 метров и площадь 3000 квадратных метров. Дорический и Ионический ордера в колоннадах, арочные своды, распашные лестницы — все это неоклассический стиль. Авторы проекта архитекторы Б. М. Иофан, С. С. Серафимов и инженер С. С. Корвин-Круковский завершили строительство в 1915 году.

Здание Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 5) было возведено в 1907—1909 годах по проекту архитектора Ф. И. Лидваля. Неоклассический стиль сочетается здесь со стилем модерн. Скульптор В. В. Кузнецов работал над декоративно-скульптурным убранством.

Торговый дом Мертенса (Невский пр., 21) построен архитектором М. С. Лялевичем в 1912 году. Три огромные четырехэтажные застекленные арки — этот сам по себе пространственный, смысловой прием явно исходит от модерна. Но то, что эти арки опираются на вполне классические полуколонны, дает возможность назвать архитектуру фасада неоклассической. Впрочем, это не столь уж важно. Важен мощный архитектурный ход — сплошное остекление, бетонные перекрытия вышли на фасад — это как у американских небоскребов через 50 лет. Этот ход имел и градостроительное значение — огромные арки хорошо смотрятся в перспективе Б. Конюшенной улицы, против которой стоит дом, построенный смелым Лялевичем.

Дом городских учреждений (Кронверкский пр., 49), крупное общественное сооружение, был построен в 1910-1914 годах тем же М. С Лялевичем в соавторстве с М. М. Перетятковичем. Лялевича здесь не узнать. Здание в неоклассическом стиле не отличается никакими смелыми ходами ни в архитектурно-планировочном решении, ни в конструктивном отношении. Может быть, достоинством этого достаточно ординарного сооружения является то, что его архитектура выражает парадный (с фронтонами, с башенкой), но скучноватый образ бюрократического учреждения. Интерьеры его просты — сотни кабинетов. Впоследствии здесь была Биржа труда.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ