МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ РЕТРОСТИЛИ – Часть 4

Опубликовано: Декабрь 1, 2012

Архитекторы того периода стремились к самовыражению. Некоторые проектировали дом с главной целью — выявить задуманный образ, которым увлекся, который был по душе архитектору или заказчику в данный момент. Такой подход к делу мог привести к негативным результатам. И часто приводил — есть примеры, когда неудачный каприз был запечатлен в камне. Но в руках большого художника его прихоти превращались в прекрасные произведения искусства, остающиеся нетленными на века. Таков дом Розенштейна на Большом пр. П. С, 75, построенный архитектором А. Е. Белогрудом. Заказчик и архитектор те же самые, что создавали соседний дом Розенштейна на Большом пр. П. С, 77 годом раньше. Тот первый дом из серого гранита с огромным ордером на фасаде был очень ярким выражением неоренессанса. Новый дом архитектор Белогруд как будто вылепил и нарисовал как скульптор и художник, в совершенно другом образе. Его увлек мотив шестигранных башен английских средневековых замков, что привело к созданию совершенно оригинальной композиции. А. Е. Белогруд работал в духе романтического стилизаторства середины XIX века, и получилось это у него очень хорошо. Дом вписался в общую панораму города и украшает его.

К романтическому стилизаторству можно отнести и архитектуру Городского училищного дома им. Петра Великого (Петровская наб., 2/4).

Архитектор А. И. Дмитриев обратился к приемам и формам архитектуры петровского барокко. Декоративное убранство, в том числе картуш с бюстом Петра I, осуществлялось архитектором и художником А. Н. Бенуа. В интерьерах — панели с расписными изразцами, фигурные камины и другие детали соответствующего стиля петровской архитектуры. Здание построено в 1910—1912 годах. Городская больница им. Петра Великого — другой значительный пример романтического стилизаторства в начале XX века. Здесь архитекторы и инженеры Л. А. Клейн, А. В. Розенберг тоже обратились к петровскому барокко. Декоративное оформление фасадов двадцати корпусов больницы было стилизовано под петровское барокко. Первый этап строительства был завершен в 1914 году. Позже в советское время количество корпусов увеличилось до двадцати четырех.

С использованием мотивов русской классической архитектуры была построена в 1916 году дача Половцева на Каменном острове (наб. реки Б. Невки, 22). Двухэтажные фасады декорированы ионическим ордером. Центр здания выделен портиком с двумя рядами колонн и фронтоном.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ