Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Архитектор и царь – Часть 17

Опубликовано: Декабрь 6, 2012

Росси приступает к работе. Но странное дело — он меньше всего думает о перестройке зданий для Главного штаба. Его помыслы направлены на решение иной задачи: как связать воедино будущую Дворцовую площадь с прилегающими ансамблями, проспектами, улицами. Он мысленно видит обновленный центр Петербурга, достойный своим размахом и величием древних римлян. Правда, неизвестно, как отнесется к подобному замыслу император, но зодчий старается не думать об этом. Как истинный художник, он несет в себе ощущение своего времени со всеми его тяготами и потребностями. Именно в этом убедительная сила произведений подлинного искусства.

Замысел архитектора пришелся императору по душе: архитектурная стройность соответствует стройности административной. И 15 марта 1820 года создан специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам».

Председателем комитета назначен Гурьев, но вершить всеми делами доверено, конечно, Карлу Росси. В помощь ему определены архитекторы Ф. Руска, И. Гальберг, П. Жако, Н. Войлоков, И. Колпачников и, естественно, любимый Ткачев.

Зимний дворец рождался в ту пору, когда Россия, недавно признанная равноправной европейской державой, стремилась всячески подчеркнуть свое величие и богатство. Пышно изукрашенная резиденция правителей Российской империи свидетельствовала о беспредельных возможностях государства. Правильная площадь перед дворцом создается в эпоху, когда России уже на надо утверждать себя на европейской сцене. Возглавив Священный союз, она теперь сама определяет политическую жизнь континента. А новые строго-торжественные строения российской столицы должны превознести непоколебимую мощь империи — создательницы этого союза.

Ю. Овсянников