Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Архитектор и царь – Часть 18

Опубликовано: Декабрь 6, 2012

Полярные времена — полярные архитектуры. Зодчему Росси надлежит слить их в логическом единстве. Дворец, сияющий на солнце белизной колонн, походит на огромную драгоценность. Будущее строение Карла Росси обязано стать для нее достойной оправой.

Казна выкупает дворцы у потомков Брюса и Ланского за 1032500 рублей. Примерно такую же сумму получают владельцы домов по Миллионной-Луговой. Теперь Росси может начинать свои строения.

Дом Брюса стоит параллельно Адмиралтейству. Если продолжить его до Мойки, то новое строение отрежет от площади значительный кусок и она утратит свои величавые размеры. Дом Ланского изогнут по дуге. И Карл Росси принимает решение: повторить эту композицию с восточной стороны. Тогда оба крыла огромного здания встанут на одной прямой, а средняя часть, словно под напором площади, прогнется дугой в сторону Малой Миллионной. Улица не даст соединиться крыльям здания. Улица нужна зодчему для связи площади с Невским и дальше — с пространством перед дворцом Чернышева (будущим Мариинским). Однако новое строение Росси внешне должно представлять единое целое, и зодчий решает прикрыть этот прорыв в фасаде двойной колоннадой. Но подобное решение слишком просто и потому неинтересно. Тогда на место колоннады встает широкая арка с проездом в центре и двумя проходами по бокам. Получается чуть тяжеловесно, и слишком назойливо лезет в глаза угол поворота Малой Миллионной. Росси сужает арку до ширины центрального проезда, а в затылок ей ставит вторую. Это уже лучше. Наконец рождается окончательный вариант: три арки — одна за другой. Причем те две, что обращены в сторону Малой Миллионной и Невского, развернуты на повороте как бы веером. Так они окончательно «укрывают» изгиб Малой Миллионной, и с площади его не видно. Как заметил один историк искусства, «здесь… Росси показал себя тем гением архитектуры, которому нужно строить не дома, а улицы и города».

Ю. Овсянников