НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ – Часть 1

Опубликовано: Декабрь 6, 2012

Прошли те времена, когда православные храмы строились в классическом стиле. Обращение к национальному стилю происходило постепенно. Был пройден этап «русско-византийского стиля» К. А. Тона. Истинно русской стала считаться архитектура церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Возник огромный интерес к новгородско-псковскому и владимиро-суздальскому зодчеству XII—XVI веков. Внимание к нему было привлечено благодаря новым исследованиям искусствоведов, новым изданиям трудов И. Грабаря с богатым иллюстрированным материалом, с новыми фотоальбомами.

В Петербурге был построен храм Воскресения Христова (Спас-на-крови) в краснокирпичном московско-ярославском духе и много белокаменных церквей в древнерусском, новгородско-псковском духе.

Русские мотивы древних белокаменных храмов были использованы во множестве храмов, построенных в начале XX века и уничтоженных через двадцать лет после этого. Сюда входят Федоровский собор (1914 год. Товарный пер., 5, архитектор Кричинский, художники Васнецов, Чехонин), Николо-Марликийская церковь (1915 год, пр. Бакунина, архитектор Кричинский), храм Спас-на-водах (1911 год, Английская наб., 74, архитектор Перетяткович, художники Васнецов, Бруни, скульптор Микешин), Алексеевская церковь (1911 год, Чкаловский пр., 50, архитектор Гримм), Никольская церковь (1908 год, пр. Стачек, 48, архитектор Косяков) и др. В сохранности остался Сурский монастырь Иоанна Кронштадтского (наб. Карповки, 38). Он был построен в 1903 году по проекту архитектора Н. Н. Никонова.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ