СУММА СТИЛЕЙ ОБРАЗ ГОРОДА – Часть 3

Опубликовано: Декабрь 11, 2012

Основная эклектическая и модернистская масса застройки служит фоном для экспозиции знаменитых барочных и классических сооружений. По традиции устроены все экскурсионные программы. Но это неправильно. Многие сооружения, созданные в период эклектики и модерна, представляют собой жемчужины архитектуры, достойные внимания и изучения. Да и рядовая уличная эклектическая и модерновая застройка, несмотря на отдельные ляпсусы, обладает определенными петербургскими качествами — сдержанностью, традиционностью, хорошим вкусом. Петербург любят и ценят и как центр культуры, науки и искусства, и за его архитектурные памятники, и за его улицы, набережные, реки, каналы, и любят просто как большой красивый город.

Отношение к архитектурным стилям у людей бывает разным. Архитектор оценивает и любуется формой, пропорциями, замыслом. Искусствоведа интересует процесс — генезис, развитие, упадок. Обыкновенного человека волнует некая ностальгия по историческому прошлому. Есть достаточно много людей, у которых ностальгия не ограничивается собственной биографией, но распространяется на нечто более широкое. Для последней категории (а для нее и предназначается эта книжка) можно резюмировать следующее.

В Петербурге осталось всего несколько домов, вдоль стен которых можно себе представить фигуру широко вышагивающего Петра Великого. Чуть больше зданий, где на фоне сочной барочной лепнины можно представить мощную фигуру М. В. Ломоносова в пышном парике. Еще побольше домов классической и ампирной архитектуры, где возле строгих колоннад можно увидеть скромного генералиссимуса А. В. Суворова, сухопарого сенатора и поэта Г. Р. Державина, подтянутого офицера и тоже поэта К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина с красавицей Натали в коляске, молодого М. Н. Глинку с нотной папкой.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ