Эпический «театр жестокости». Последний показ в Петербурге

Опубликовано: Январь 10, 2013

19 января в 20.00 Театральная Лаборатория Вадима Максимова покажет в арт-центре на легендарной Пушкинской 10 (ГЭЗ-21) спектакль «Философский камень». Цена билетов – 250 р., для студентов – 100 р.

Основываясь на сценарии гениального французского безумца Антонена Арто, актеры разыгрывают полуфарс-полумистерию о любви и стремлении к познанию, понятиям, сливающимся здесь воедино. Как фарс спектакль Вадима Максимова подразумевает провокации в духе площадного театра, выразительные костюмы, иллюстративную пластику. Как мистерия – ужас и восхищение, трепет от возбуждения и отвращения. Знакомые фигуры комедии дель арте – доктор, Коломбина, Арлекин – то приобретают зловещие черты, становясь олицетворением страстей человеческих, то оказываются комическими марионетками. Вопрос о том, что же такое философский камень в этом спектакле-перевертыше получает множество ответов, а, быть может, напротив, ни одного.

20 января в 20.00 Театральная Лаборатория Вадима Максимова покажет в арт-центре на легендарной Пушкинской 10 (ГЭЗ-21) спектакль «Прорицание Вёльвы». Цена билетов – 250 р., для студентов – 100 р.

Спектакль «Прорицание Вёльвы» стал участником и призером ряда международных фестивалей, в том числе: IV международного театрального фестиваля в Мон-Лорье (Мон-Лорье (Квебек), Канада, 2009, приз за лучшую женскую роль), «Театарфест» (Сараево, Босния и Герцеговина, 2009), «Фавн» (Тржчениче, Чехия, 2010). В 2006 году постановка также получила гран-при ежегодного петербургского фестиваля «Рождественский парад».
«Прорицание Вёльвы» – скандинавский эпос в лицах. Примеряющая на себя чужие роли мифическая старуха и дюжина кукол – вот население мира «Старшей Эдды», воссозданного Театральной Лабораторией. Вадим Максимов, много лет практикующий театральную систему великого безумца Антонена Арто, решился воплотить его несбыточную мечту: применить «театр жестокости» к эпосу.

В спектакле драматическое противопоставляется эпическому. Чередуются динамические сцены, основанные на пластическом танце, и медитативные повествовательные эпизоды. Последние вводят зрителя в некое подобие транса, благодаря специальной технике звукоизвлечения, используемой актерами. Все вместе заставляет напряженно следить за метаморфозами, происходящими на сцене.

Пустое мёртвое пространство по мере рассказа воскрешенной Вёльвы заполняется различными существами. Гибкие звери, заклинаемые богиней Фригг, оборачиваются малоподвижными камнями и стихиям с незрячими кукольными глазами.

Овеществленный эпос, замешанный на французском авангарде, зрелище, безусловно, интересное. Особенно для любителей нестандартного авторского театра. Ведь Театральная Лаборатория – единственный театр в Петербурге, работающий по системе Арто.

В ролях: Оксана Свойская и Павел Луговской.