Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Архитектор и царь – Часть 38

Опубликовано: Январь 24, 2013

Дома, как и люди, глядят на окружающий мир каждый по-своему. Одни боятся взглянуть маленькими подслеповатыми окнами дальше завалинки. Другие, у которых протянулись вдоль фасада стеклянные квадраты в

переплетах, смотрят на улицу с усталым безразличием. А там, где стекла сплошные, где прямоугольники проемов завершаются полукружиями или украшены наличниками и сандриками, — там окна взирают на мир с убежденностью в собственном значении и величии. Дом Кусовниковой представлял типичную купеческую твердыню с двумя массивными воротами, открывавшими доступ во внутренний двор только избранным. Кстати, огромные ворота определяли так же центр старого здания Сената. И не случайно в указе, каким быть новым строениям, государь повелел: «Придать характер соответствующий огромности площади», а ворота у Сената делать со стороны Галерной, у Синода — со стороны канала.

Чем же все-таки привлек Николая I проект Карла Росси? Архитектор Жако предложил построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Красивое и величавое, оно все же не соответствовало масштабу площади. Стасов собирался лишь перестроить здание Сената, тем самым позволив себе не согласиться с пожеланием императора. Росси сразу же представил планы двух величественных строений. С коринфской колоннадой для Сената и ионической — для Синода.

Второй вариант, появившийся вслед за первым, — еще строже и логичнее. Колонны у обоих зданий коринфские. Центры подчеркнуты десятиколонными портиками, углы — двухколонными. Правда, у Сената, который протяженнее, центральный портик усилен по бокам еще двухколонными. Не привлекая особого внимания, они как бы придают зданиям равновеликость.

Наконец, на одинаковых листах ватманской бумаги родились окончательные чертежи и поэтажные планы Сената и Синода. Росси объединил их аркой, перекинутой через Галерную улицу. На плане засыпан канал, а между Конногвардейским манежем и новым зданием Синода поставлена триумфальная колонна. Она как бы должна завершить протяженность торжественного пространства от Александровского столпа до новых зданий правительственных учреждений.

Ю. Овсянников