Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Архитектор и царь – Часть 41

Опубликовано: Январь 27, 2013

…В один из октябрьских дней того же года, поднявшись «а леса будущего Александрийского театра, Карл Иванович увидел, как по золоченому шпилю Петропавловского собора упорно ползет вверх что-то маленькое, черное. Не человек, а какой-то трудолюбивый мураш. Может, увидел сам, а может, кто-то показал. Тогда в Петербурге все говорили о смельчаке, решившем взобраться на пугающую высоту. Любопытные бегали смотреть в крепость, собирались на набережной и дивились, что все приспособления умельца — простые веревки с петлями на концах и подвижным узлом.

Могло, конечно, случиться и так, что архитектора пригласил А. Оленин. — для обсуждения дел по новому зданию библиотеки. Президент Петербургской Академии художеств и директор Императорской Публичной библиотеки жил тогда на Гагаринской набережной (теперь набережная Кутузова) в доме 10. Встретив Росси, хозяин подвел его к окну, на котором стояла большая подзорная труба.

Впрочем, вот как описывает событие сам Оленин: «В октябре и ноябре 1830 года, смотря из моих окон на Санкт-Петербургскую крепость и на шпиц Петропавловского собора, как я, так и мои домашние и некоторые из наших знакомых всякий почти день любовались (но с крайним опасением и страхом) неимоверною смелостию русского кровельщика, ожидая до сих пор, чтоб кто-либо из гг. журналистов упомянул о сем чрезвычайном происшествии…»

Шесть недель день за днем исправлял Телушкин повреждения на вершине шпица. Наконец, все работы пришли к счастливому концу. За труды и смелость умельцу пожаловали 3000 рублей награды и серебряную медаль «За усердие» на Аннинской ленте. А Карл Росси за свой проект зданий Сената и Синода так ничего и не получил. Он честно исполнил «долг службы». О талантах в России вспоминают только в минуты необходимости.

К началу октября 1832 года возведение Сената и Синода завершили, даже перекинули между зданиями арку с проходом внутри. 23 числа того же месяца газета «Северная пчела» оповестила читателей: «Величественное здание Сената и Синода окончено вчерне: оно представляет прекрасную картину. Из-за арки является Галерная улица как театральная декорация; в конце ее развевается флаг на Новом Адмиралтействе. Петровская площадь очищается от лесов; монумент Петра Великого стоит свободно и открыто…»

Ю. Овсянников