Главный зодчий Петербурга Карл Росси. В зените славы – Часть 12

Опубликовано: Февраль 28, 2013

Осознав свое поражение, П. Базен 5 декабря пишет очередной рапорт: «Теперь, когда… высшее начальство решило провести в исполнение проект гг. Росси и Кларка, то надлежит только принять некоторые предосторожности, дабы против устроения по оному проекту произведенного не было подвержено никакому сомнению». Попытка сохранить хорошую мину при плохой игре.

Карл Росси победил, но ценой больших нервных потрясений. Мучившая eго болезнь обострилась, и Росси вынужден был просить отпуск на лечение. 14 мая 1831 года ему разрешено выехать на два месяца за границу для поправления здоровья. Все работы будут продолжены без него.

Вскоре после отъезда зодчего перекрытие театра завершено, и плотники начинают разбирать леса. Работы в зрительном зале и на сцене также идут полным ходом.

И все же что-то не задалось с театром, построить который так долго мечтал Карл Иванович. Прорисовывая убранство зала, он твердо рассчитывал, что конструкции ярусов и решетки барьеров будут из чугуна и окрашены бронзой. Декоративные украшения — выбиты из меди и покрыты лаком, а нарядные рельефы центральной ложи и по сторонам портала сцены — позолочены. В сочетании с голубой обивкой и такого же цвета портьерами зал должен смотреться нарядно. Но, увы, у казны уже не хватает средств. Деньги нужны для армии. Полки и дивизии — главный аргумент политики российского императора.

В июле 1830 года восставший Париж скинул с престола Карла X. Эхо парижских событий отозвалось в Брюсселе и Гааге: зашаталось Нидерландское королевство, где жена наследника престола — Анна Павловна, родная сестра Николая. Государь император уже твердо решил послать свою армию на берега Нижнего Рейна, как нежданно вспыхнуло восстание в Варшаве. Поляки требовали строгого соблюдения дарованной им конституции. Теперь уже не на Рейне, а у себя под боком следовало навести железный порядок. Полки выступили против восставших…

Спокойствие в империи важнее всяких медных и золоченых украшений в театре. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Только неуемная фантазия Росси, высокое умение охтинских резчиков, лепных дел мастеров Н. Сипягина и М. Соколова, живописцев братьев Додоновы позволили придать зрительному залу красоту и pоскошь. Работы велись с таким напряжением сил, что мастера порой оставались ночевать тут же в театре. Измученный Карл Иванович вновь просит дать ему хоть на неделю «отпуск в город Ревель для свидания с семейством». Отпуск предоставлен. А с 27 июля снова работа, работа, работа…

Ю. Овсянников