Немецкий реквием Брамса в Атриуме Главного штаба

Опубликовано: Март 4, 2013

16 марта в Атриуме Главного штаба в рамках фестиваля «Посвящение маэстро» прозвучит грандиозный «Немецкий реквием» И.Брамса. Исполняют: Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга, Хор Мариинского театра, солисты – Анастасия Калагина (сопрано) и Виктор Коротич (баритон). Дирижер – Михаил Синькевич.

Немецкий реквием — первое крупное произведение Брамса. Непосредственным толчком для сочинения Немецкого реквиема послужила смерть горячо любимой матери в 1865 году, и летом следующего года произведение было в основном закончено. Работа над Реквиемом шла в Мюнхене и в горной швейцарской деревне близ Цюриха. Премьера Немецкого реквиема состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе в Бремене под управлением Брамса и стала его первым триумфом. Несмотря на успех, Брамс не считал работу законченной. После второго исполнения он в мае 1868 года дописал еще одну часть, ставшую 5-й. В окончательной редакции премьера Реквиема состоялась 18 февраля 1869 года в Лейпциге, и до конца года он прозвучал в разных городах Германии не менее 20 раз.

Немецкий реквием Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, который сложился еще в Средние века. Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера и распределил их на 7 частей. Общий смысл его Реквиема совсем иной, нежели католической заупокойной мессы. Отсутствуют тексты молитв, ни разу не упомянуто имя Христа, нет картин Страшного Суда (Dies Irae), обычно занимающих в реквиеме важное место. Зато много слов утешения, надежды, любви: Брамс обращается не только к немцам, лютеранам, но ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово “немецкий” и просто поставил бы “человеческий”».

Михаил Синькевич – выпускник факультета оперно-симфонического дирижирования (1994) Санкт-Петербургской консерватории, класс профессора И.А. Мусина. Работает в Мариинском театре с 2000 года, на его счету, практически, вест оперный и балетный репертуар театра. В 2009 году Синькевич дебютировал в Новой национальной опере города Токио, впервые в Японии исполнив оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Маэстро неоднократно дирижировал концертами в Мариинском театре и Концертном зале с участием ведущих солистов театра. Гастролировал с оперной и балетной труппой театра в разных странах мира, выступал в Метрополитен-опера, Королевском оперном театре Ковент-Гарден и баден-баденском Фестшпильхаусе. Постоянно сотрудничает с оперными театрами и симфоническими оркестрами России, Белоруссии, Германии, Хорватии и многих других стран.