Главный зодчий Петербурга Карл Росси. В зените славы – Часть 14

Опубликовано: Март 10, 2013

Уцелевшие чертежи свидетельствуют, как Росси все время вносит изменения в первоначальный проект площади: отказывается от храма в центре, усиливает звучность центрального дома — задумав скульптуру на аттике и в нишах фасада, он как бы рождает «перекличку» с фасадом библиотеки. Это поправки, рожденные извечным стремлением Мастера к; совершенству. Но были и другие, вызванные к жизни горькими обстоятельствами и высочайшими повелениями.

Еще только поднялись над землей первые этажи театра и зданий позади него, как среди купцов Гостиного двора начались пересуды и сговоры: собирается, мол, придворный архитектор открыть в первых этажах будущих домов торговые лавки и будет нам большое соперничество. Нельзя допустить ущерба интересам… 19 июля 1828 года «…Санкт-Петербургские купцы, владеющие Гостиным двором и близлежащими местами, — коммерции советник Пономарев и другие, в числе 22 человек, утруждали Государя Императора всеподданнейшим прошением об отмене предполагаемого устройства лавок на вновь назначенных улицах от Невского проспекта до Чернышева моста».

Потом, когда возводили центральное здание на круглой площади, возникла необходимость снести служебное строение бывшего Воронцовского дворца, чтобы открыть широкий проезд от Фонтанки к Садовой. Жалобу на архитектора подало начальство Пажеского корпуса. Император изволил наложить строгую резолюцию: «Ломать чужого не следует». И пришлось нарушать композицию: в красивой трехпролетной арке закрыть один проем. Вдобавок ко всему возникла нужда вместе с архитектором А. Кавосом готовить чертежи и смету «на переделку лавок в каменном корпусе по Чернышеву переулку в жилой корпус и выстройку при оном служб…». А в заключение всех бед казначейство не сумело выкупить у обывателей землю для строения корпуса, симметричного зданию Министерства внутренних дел. Так и осталась Чернышева площадь неоконченной и не завершенной в единой манере…

Ю. Овсянников