Петербургские банки отказываются от банкоматов

Опубликовано: Март 21, 2013

Крупнейшие банки Петербурга отказываются от дальнейшего развития банкоматных сетей. Итоги прошлого года показали значительный рост объемов безналичных операций по картам.

В этом отношении Петербург вместе с Москвой отличаются от других регионов России. В целом стране, по данным ЦБ, по итогам первого полугодия прошлого года 85% операций по картам приходилось на снятие наличных денег и лишь 15% – на безналичные расчеты. В то же время, как отмечает аналитик УК “Финам Менеджмент” Максим Клягин, на долю Санкт-Петербурга приходится около 7% от общего объема банковских безналичных расчетов в России.

Низкий показатель в целом по России аналитик обосновал сравнительно невысоким уровнем развития в стране финансовой инфраструктуры, в том числе дефицитом эквайрингового оборудования и специального программного обеспечения (прежде всего, на фоне его сравнительно высокой стоимости для ритейла). В результате в большинстве регионов высокую популярность приобрели небанковские системы дистанционных платежей, в первую очередь, платежные терминалы.

В Петербурге ситуация выглядит иначе. В феврале сразу два северо-западных подразделения крупнейших российских банков отчитались о бурном росте эквайрингового оборота за 2012г. Это означает, что петербуржцы стали намного активнее пользоваться банковскими картами как средством оплаты, а не просто “ключом от банкомата”.

Так, по данным пресс-службы Северо-Западного регионального центра ВТБ, оборот эквайринга СЗРЦ в 2012г., включая операции, совершенные в сети Интернет, вырос в 2 раза к 2011г. и составил 61 млрд руб. Северо-Западный банк Сбербанка России не предоставил абсолютные цифры за 2012г., однако сообщил, что в прошлом году эквайринговый оборот по торговым сетям увеличился более чем на 55% к 2011г.

Отказ от банкоматной экспансии оправдан экономически: по данным М.Клягина, объем инвестиций в установку одного аппарата в среднем составляет 15-50 тыс. долл., а его ежегодное обслуживание обходится в 5-10 тыс. долл. Впрочем, банки находят способы расширить свое присутствие с наименьшими затратами.

“Один из заметных трендов индустрии — объединение различных сетей банкоматов. Подобные партнерские программы позволяют банкам без значительных затрат расширять географию деятельности и формировать лояльную аудиторию клиентов – в банкоматах объединенных сетей действуют единые тарифы (в том числе, как правило, не взимается комиссия за выдачу наличных)”, – рассказал аналитик “Финам Менеджмента”.

Управляющий филиалом ВТБ24 в Петербурге Михаил Иоффе считает, что существующее количество банкоматов становится даже избыточным: “Согласно статистике количество банкоматов в России на душу населения больше, чем в Европе. Нам нужно “отодвигать” людей от наличных денег”.

РБК