Большой дворец – Часть 2

Опубликовано: Май 27, 2013

Если дворец А. Д. Меншикова «был самым пышным в городе», то, пожалуй, самым парадным изо всех тогдашних загородных дворцов был его «увеселительный дом в Оранибоме».

До нас дошло изображение Ораниенбаумского дворца на гравюре Ростовцева 1717 года, спустя три года после начала работ.

Тот облик дворца, который в основных своих чертах дошел до нашего времени, возник не сразу.

Камер-юнкер Бергхольц, который в 1721 году побывал в Ораниенбауме, пишет в своем дневнике:

«Дом построен на горе и из него превосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум, сравнительно слишком большим, круглым флигелям. В одном из них будет устроена очень красивая церковь, а другой занят большою залою. Внизу перед домом обширный сад, который, однако ж, еще не совсем приведен в порядок, а перед ним небольшая приятная роща, через которую просечена широкая аллея и проведен канал, находящийся прямо против главного корпуса, откуда оттого прекрасный вид на море. С высоты, на которой стоит дворец, по двум каменным террасам, устроенным одна под другой, спускаются к большому деревянному крыльцу, а с него в сад, также еще не оконченный… комнаты во дворце малые, но красивые и убраны прекрасными картинами и мебелью…

Пруд, о котором я упомянул, находится по левую сторону дворца; против него выстроено длинное здание для приема князя, сквозь которое идут ворота во двор и над которыми возвышается большая башня, где будут поставлены дорогие куранты. Башня эта, впрочем, нарушает симметрию всего строения, и царь, как рассказывают, говорил уже князю, что ему надобно или сломать ее, или выстроить такую же на другой стороне двора. Думают, что князь решится на последнее и поставит другой флигель потому, что и без того уже строили здесь все по частям. Сперва он велел сделать только главный корпус, потом, для увеличения его, пристроены были галереи и, наконец, к ним флигеля. Точно так же строился и его большой дом в Петербурге. Но это плохой способ строиться; порядочного тут никогда не может выйти, особенно если работают столько разных архитекторов, сколько их было при построении Ораниенбаумского дворца».

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.