Большой дворец – Часть 3

Опубликовано: Июнь 5, 2013

На гравюре М. Махаева (1753) мы уже видим дворец законченным, с боковыми павильонами и двумя флигелями, стройку которых наблюдал Берхгольц в 1721 году. Кто же завершил строительство Большого дворца?

И. Э. Грабарь в «Истории Русского Искусства» (том III) высказывает предположение, что, может быть, Леблон или Микетти еще «прошлись» по фасадам дворца, дав элегантные по силуэту, с великолепно прорисованными деталями, Японский и Церковный павильоны дворца.

Мы склонны думать, что здесь мы имеем дело с ранними сооружениями великого зодчего середины XVIII века – В. В. Растрелли.

В перечне его работ, опубликованном 3. Батовским, Растрелли поставил одним из первых пунктов: «Руководил строительством каменного дворца в Ораниенбауме, точно также сада маленького увеселительного дворца, который раньше принадлежал князю Меншикову, на расстоянии девяти верст от Петергофа.»

Под руководством Растрелли были созданы грациозные, сложные по профилю, боковые павильоны, завершающие композицию растянутой дуги дворца.

Вспомнив все созданное Растрелли, мы убедимся, насколько закономерна в его творчестве постановка ораниенбаумских павильонов. Таким же приемом решены в Петродворце корпус под гербом и церковный флигель, перенос церкви и купола с гербом на краях фасада Екатерининского дворца. Наконец, мы видим в принципе сходное решение в Аничковом дворце в Петербурге.

Центральный корпус Ораниенбаумского дворца, сравнительно хорошо сохранившийся, донес до наших дней архитектурные формы «Петровских примитивов», с сочностью их рисунка, цветистостью раскраски, несомненно продолживших радостные традиции московских «каменных мастеров, но в то же время и с какой-то связанностью в композиции, без той блестящей выдумки, какую мы видим у зодчих последующего этапа русского барокко. Петровские зодчие еще только робко накапливают то богатство архитектурных форм, которыми потом так блещут и Василий Мелентьев, и Савва Чевакинский, и великий Варфоломей Растрелли.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.