Большой дворец – Часть 4

Опубликовано: Июнь 12, 2013

Наглядное представление об этих двух этапах русского зодчества XVIII века – периода накопления опыта и периода щедрого творческого осуществления – дают средний корпус дворца и его боковые павильоны. По словам И. Э. Грабаря, они «сверкают благородством настоящих жемчужин. Помимо красоты, плана, дающего множество колоритных форм и сочных пятен, здесь с поразительным мастерством декорированы стены. Особенно остроумна декорация второго этажа с уступчатыми подходами к полю стены, дающими вверху необыкновенно живописный, двухъярусный карниз, дробно раскрепованный и неописуемо эффектно играющий тенями на солнце».

И эффектные светотени, и дробная декорация стены, в каждой детали очень сочная – все это достояние уже развитого стиля русского барокко, творцом которого был Растрелли.

Таким образом, Ораниенбаумский дворец, начатый Шеделем, был завершен Растрелли, и как образец творчества этих двух мастеров дошел до нас почти без переделок.

Растрелли приходилось возвращаться к работам в Ораниенбауме неоднократно. В 1750-х годах Елизавета приказала Растрелли пристроить к каменным палатам Меншикова два флигеля: с правой стороны «фрейлинский», а с левой – «кухонный». Пристройка к церковному и Японскому павильонам этих флигелей, отделенных от них воротами, еще более замкнула дугу главного фасада. Для завершения планировочной композиции барочной усадьбы XVIII века не хватало только решетки, отделяющей парадный двор от дороги. Растрелли поставил такую решетку с великолепными въездными золочеными воротами по оси всего сооружения.

В архитектуре Большого Ораниенбаумского дворца нет наслоений, есть только продолжение одной идеи и претворение в более совершенных формах замыслов предыдущих мастеров. Мы не можем, в смысле значимости в истории архитектуры, поставить Шеделя на одну доску с Растрелли: второй неизмеримо выше первого. Но Растрелли понимал идеи своего предшественника, и поэтому ему так просто было завершить композицию дворца.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.