Концертная зала и оперный дом – Часть 1

Опубликовано: Июнь 18, 2013

Продолжателем строительства ансамбля Большого дворца был затем Антонио Ринальди, архитектор, создавший великолепный Китайский дворец в Ораниенбауме. В 1756 году императрица Елизавета приказала Антонио Ринальди построить поблизости от Большого дворца «Концертную залу и оперный дом или театр-комедию». О первом из этих сооружений не осталось никаких сведений; что же касается Оперного дома, то, судя по описям, дошедшим до нас, это должно было быть одно из интереснейших ранних произведений Ринальди, творчество которого развернулось во всю ширь по соседству, в Китайском дворце.

Театр помещался у решетки нижнего дворцового сада, по дороге, ведущей в слободу. Место, где он стоял, еще заметно было в 1941 году. Кое-где из-под земли выглядывал его кирпичный фундамент. В дворцовой описи 1762 года о нем говорится следующее: «деревянный на каменном фундаменте, оперный дом со всем прибором, при нем зала императорская и к ней три комнаты, да в боку театр в два этажа по три комнаты; да к оному оперному дому сзади для поклажи приделка в трех стенах по бокам, по три комнаты в два этажа». Все эти комнаты были обиты живописной холстиной, которую расписывал Градиций.

На плафоне были изображены Аполлон и девять муз. В каждом этаже было по 12 лож; в императорской ложе стены были обиты шелковой материей; партер состоял из 22 кресел, 22 стульев и 22 скамеек. Бытописатель старого Петербурга М. Н. Пыляев сообщает, что в 1824 году этот театр был отдан в ведомство театральной дирекции, перевезен в Петербург и поставлен на площади у Чернышева моста, против здания министерства внутренних дел. На масленице открыли театр, а через неделю он сгорел.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.