Китайский дворец – Часть 1

Опубликовано: Июль 17, 2013

Ринальди приехал в Россию в 1752 году. Очевидно, он составил уже себе некоторое имя на родине, ибо был рекомендован Кириллу Разумовскому для строительства, которое тот затеял на Украине. Еще требуют исследования первые творческие шаги Ринальди в России, но, во всяком случае, известно, что уже в 1750 году он работал при дворе великого князя Петра Федоровича и в качестве его придворного архитектора строил тот оперный дом в Ораниенбауме, о котором мы говорили выше. В 1702 году он там же распоряжался строительством Китайского дворца и Катальной горки.

Ринальди, очевидно, сам придавал особое значение тем своим ранним произведениям, какие он осуществил в России, ибо единственный увраж, изданный им в Риме, под названием «Pianta ed Elevzio delle Fabriche esistente nel nupvo Giardino di Oranienbaum. Roma MDCCXCVI» был посвящен Китайскому дворцу и всем парковым затеям Ораниенбаумской усадьбы.

Антонио Ринальди, современник великого Растрелли, в своем творчестве уже дает элементы другого стиля.

Наряду с живописностью и орнаментальностью, законными в предшествующей архитектурной эпохе, он смело применял новое; например, колонна овального зала Китайского дворца имеет уже принципиально другую функцию, чем в эпоху барокко. Выступая из стены, колонна не играет роли простого орнаментального украшения плоскости стены, а входит в общую композицию зала. И орнаментальное разрешение здесь также другое. Свободная плоскость стены только обрамлена, а не заполнена лепниной и позолотой, и стена резко отграничена горизонтальными тягами от перекрытия. Декор потолка не сливается с декором стены, как в творчестве барочных мастеров.

Ринальди еще только предчувствовал эпоху классицизма, но это предчувствие наложило особый отпечаток на его творчество, в частности на композицию Китайского дворца.

Китайский дворец теперешнее свое название получил уже позднее, первоначально же во всех официальных бумагах он именовался «Голландский домик» или «Домик маленький, собственный ее императорского величества», или «что в верхнем саду».

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.