Китайский дворец – Часть 4

Опубликовано: Июль 23, 2013

Ринальди в бытность свою в Италии был связан с Венецианской Академией Художеств. Очевидно, в шестидесятых годах XVIII века русское правительство передало заказ Венецианской Академии Художеств на все живописные работы в Китайском дворце. В результате внутреннее оформление дворца блещет именами итальянских художников: Тьеполо, Питтони, Дицциано, Цунио, Маджотто, Гварана, Чиньяроли, Ротари. Все они – члены Венецианской Академии, а некоторые, как Тьеполо и Питтони, – ее первые президенты (1750 и 1758), были воспитаны на образцах великолепных колористов Паоло Веронезе и Тинторетто. Правда, в эпоху, когда работали эти мастера, уже проявлялись многие признаки упадка, того маньеризма и сухости, которыми отличались академические школы. Но Венецианская Академия середины XVIII века и ее питомцы, в силу особых художественных традиций Венеции, избежали этого порока, сохранив свою самобытность. Тьеполо со всем своим феерическим богатством красок и изящной фантазией стоял во главе этих художников, давно связанных друг с другом общностью работы и художественных интересов.

Этот крупнейший декоратор, выполнивший в Ораниенбаумском дворце два плафона, был недосягаемым образцом для итальянцев. К нему тянулись, ему подражали, подчинялись его творческому гению. И в этом великолепная удача Ораниенбаумского ансамбля – в работах Тьеполо и его товарищей, которые, следуя ему, вдохновляясь вольностью его композиции, смелостью в трактовке сюжетов, свободно нагромождали облака, белокурых богинь, драпировки, щедро заполняя живописью все свободное пространство. Пышность живописи соответствовала богатству архитектурных форм, чем достигалась согласованность частей, которые сливались в единое гармоническое целое.

К произведениям мастеров венецианской школы следует еще присоединить работы Торелли и братьев Бароцци, которые вместе с Ротари непосредственно в натуре украшали интерьеры Китайского дворца. Кроме того, у скульпторов Бонаццо, Джиованни Маркиори, Джиованни Молайтер и Джузеппо Горетти в 1768 году были приобретены скульптуры, украсившие потом залы и кабинеты дворца. Наконец, к плеяде итальянских мастеров надо присоединить мозаичиста Мартини, осуществившего наборные полы и великолепные украшения из цветных мраморов.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.