Китайский дворец – Часть 6

Опубликовано: Июль 29, 2013

Вышивки стеклярусного кабинета, усиленно подражающие живописи, вошли в употребление в XVII веке, в эпоху господства стиля барокко. Уже тогда встречаются вышивки-картины как украшения стен. В XVIII веке подобные вышивки нашли себе применение для украшения мебели, и в то же время появляется новый вид рукоделия – вышивка синелью, бывшая особенно в моде около середины XVIII века. Так, в списке материй, взятых императрицей Елизаветой у купца Вейнахта (за которые она осталась должна 48 тысяч рублей), между прочим, значатся «8 кусков богатых материй с цветами синелью на золотом и серебряном фоне по последней моде».

Вышивки Китайского дворца, исполненные синелью по редкому, вытканному из толстых ниток холсту, поражают необыкновенной слаженностью композиции. Прекрасно рассчитанные пропорции, топкий рисунок орнаментальных обрамлений, их необыкновенное разнообразие, гармония красок, делают эту рукодельную отделку выдающимся художественным произведением.

На одном из панно сохранилась подпись мастера «de Chene Z» (де-Шен). Имеющийся в нашем распоряжении архивный материал и стилистический анализ позволяют нам назвать и художника, давшего рисунки для панно, – крупнейшего орнаменталиста XVIII века Жана Пильмана.

В стеклярусном кабинете сразу бросается в глаза сочетание всей композиции архитектурной отделки комнаты с рисунками панно и их размерами. Ясно, что архитектор был участником художественной компоновки самих панно. Он дал идею, характер орнаментального разрешения вышивок. И в этом же характере он создал легкую орнаментальную лепнину на свободном зеркале стены над кармином с сидящими на ветках фантастическими птицами. И затем следует мысленно восстановить комнату во всем богатстве ее красок, когда вместо ныне существующего паркета был цветистый мозаичный ковер из отдельных кусочков смальты, богатый, как россыпь драгоценных самоцветов. Мозаичный пол стеклярусного кабинета был выполнен мастером гранильной фабрики в Петродворце Якобо Мартини с еще 33 рабочими, которые, будучи откомандированными в 1763 году в Китайский дворец, проработали там в течение 15 лет, вплоть до 1778 года, создав, кроме мозаичного пола, еще целый ряд шедевров наборной работы.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.