Китайский дворец – Часть 8

Опубликовано: Август 24, 2013

Вся отделка комнаты может служить образцом необыкновенной согласованности отдельных ее элементов: стены связаны с потолком и паддугами, потолок, отчасти и стены – с полом.

Здесь следует отметить мастерски сделанные полы, которые входят в общую композицию каждого помещения. Они были выполнены из цветной древесины различных тропических пород дерева (красного, розового, амарантового и др.), причем красивая текстура древесины была умело использована русскими мастерами для тонкого изысканного рисунка по шаблонам Ринальди. Деревянные полы были закончены в 1770 году и заменили собой полы, сложенные из мрамора во время сооружения дворца.

Из убранства «Зала муз» следует отметить два мраморных бюста Лукреции и Клеопатры, итальянской работы XVIII века, интересных по экспрессивности в передаче трагического жеста. Анфилада Китайского дворца по обе стороны от Большого зала включает сиреневую гостиную – единственную комнату, не сохранившую подлинную роспись и грубо записанную художником С. И. Садиковым в конце XIX века.

Сиреневая гостиная замечательна тонкой изысканной белой и золоченой лепкой по сиреневому, нежно-фисташковому и палевому фону. Существенным элементом в декорацию гостиной входят картины и десюдепорты (украшения над дверями) – все любовные сцены и нежные пасторали: «Диана и Эндимион» Торелли, «Венера и Адонис» Ротари, «Анжелика и Медор» Чиньяроли. Плафон – работы Франческо Цунио «Гимн Венере».

Малый и Большой Китайские кабинеты, а также спальня Екатерины II – три комнаты, оправдывающие название дворца Китайским, ибо Ринальди в их декоре применил ту «китайщину», которая создавала, как ему казалось, якобы, подлинные китайские мотивы. С блеском тонкого мастерства, радующего неожиданностью талантливой выдумки, Ринальди украшает этими «curiosite» личные комнаты Екатерины. Ему на помощь приходят братья Бароцци – живописцы-декораторы.

В обрамлении пышной отделки потолка, где китайские узоры причудливо сочетаются с западноевропейскими, они дают плафон «Китайская свадьба», и все это сливается с лепниной, обрамляющей стены, и деревянными тончайшей наборной работы панно на китайские бытовые сюжеты, а стены, в свою очередь, слипаются с полом такой же тонкой наборной работы.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.