Китайский дворец – Часть 9

Опубликовано: Август 27, 2013

И так всюду. Во всем дворце каждый угол, дверная ручка и карниз и лепнина заполнены великолепными образцами декоративного искусства, подлинными произведениями тех времен, когда ремесло было искусством и искусство насыщало ремесло, проникающее во все уголки дворцового быта.

Среди помещений, заполненных живописью, следует также упомянуть «кабинет Ротари». Название комнаты говорит о мастере, его украшавшем. Но стенам, среди тонкой лепки, размещены портреты работы художника Пьетро Ротари.

Мастер, работавший в духе Ватто, избирал объектами для своих портретов не знатных дам, а крестьянок, тех «пейзанок», которые свежестью своих лиц говорили о близости к природе, о простоте и безыскусственности их жизни, так соответствующей модной тогда философии Руссо.

Китайский дворец очень своеобразный памятник русского искусства. Его своеобразие в том, что хотя мы не можем назвать ни одного русского художника, работавшего над художественной композицией в целом или над сотворением отдельных его самостоятельных частей, но весь он, от фундамента и до конька крыши – произведение русских рук, ибо архитектор Ринальди, живописцы братья Бароцци, Торелли, мозаичный мастер Мартини имели творческих исполнителей своих замыслов – русских художников, великих знатоков художественного ремесла, людей, несомненно, привнесших в выполняемую ими работу древние традиции своих профессий.

Архивные материалы донесли до нас имена талантливых исполнителей. Все они способствовали созданию ансамбля Китайского дворца.

По увражу, опубликованному Ринальди в Риме, мы знаем, что он, кроме Китайского дворца, соорудил в Ораниенбауме еще множество всяких увеселительных домиков, беседок, колоннад и тому подобных парковых затей, бывших тогда в моде. По бокам Китайского дворца, в линию, образуя как бы улицу, Ринальди построил небольшие фрейлинские дома в два этажа с крутыми двухскатными крышами, завершенными большим золоченым вазоном. Он как бы повторил парковую композицию дворца Людовика XIV – Марли. И все сооружения размещались в парке, с продуманной до топкости планировкой, со стрижеными боскетами и «дикими» аллеями, с прудами и знаменитым в свое время лабиринтом. Теперь все это уже не существует. Остались только пруд да буйно разросшийся парк. И в парке еще одно замечательное произведение Ринальди – Катальная горка.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.