Катальная Горка – Часть 1

Опубликовано: Сентябрь 6, 2013

«В Ораниенбауме есть наипреимущественнейшая в своем роде Катальная гора», – писал А. Щекатов в своем «Словаре географическом Российского Государства» (1807–1808).

Да, это действительно одна из поразительнейших затей русского XVIII века. Древний веселый спорт – катание с ледяных гор – перешел в XVIII веке в придворный быт и вызвал к жизни такие сооружения, как растреллиевская Катальная горка в Царском селе (Пушкине) и такая же ринальдиевская в Ораниенбауме. Они не имели себе подобных за границей и поражали причудливостью архитектуры и размахом сооружения.

Строительством Катальной горки Ринальди был занят одновременно с постройкой Китайского дворца.

В 1762–1763 годах производились «каменные работы». В 1764 году уже делались купол «плотничною и столярной работой» и деревянные золоченые статуи.

В 1766 году столяры Матвей Потапов и Василий Назаров исполняли столярные «чистые» работы. Тогда же крестьянин Козьма Платов «делал карниз по скату».

В следующем, 1767 году живописного дела мастер Серафино Бароцци (младший) исполнял «в Катальной горе по опробованным чертежам живописные работы – писал красками и золотом плафон и стены в круглом зале», а также расписывал кабинет, убранный фарфором, и в нем «написал пол наподобие фарфора, покрыв его светлым лаком. Свои работы Бароцци продолжал вплоть до 1769 года. Все последующие годы были заняты внутренней отделкой, обивкой мебели, установкой мраморных скульптур, присланных из Италии.

Наконец, в 1777 году слесарного дела мастер Фурквисто сделал по рисунку Ринальди две звезды из белой жести, которые увенчали купол Катальной горки, завершив ее сооружение и отделку.

Центром всей композиции является Круглый зал, покрытый вытянутым куполом. К Круглому залу примыкают три кабинета, в фасаде выраженные тремя выступами. Все помещения стоят на цокольном этаже с овальными окнами. На высоту цоколя от земли поднимается лестница красивого рисунка. Второй этаж опоясан легкой тосканской колоннадой, поддерживающей балкон третьего этажа. Сооружение необыкновенно легко и классично логикой горизонтальных членении, белизной стен и тонкой профилировкой деталей.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.