Направник Э. Ф., (1839-1916), композитор

Опубликовано: Сентябрь 9, 2013

НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839-1916, П.), дирижер, композитор, муз. деятель. По происхождению чех. Учился в Праге в органной школе и у дир. консерватории И.-Ф. Киттля. В СПб. с 1861: по приглашению князя Н. Б. Юсупова в течение года был дирижером его домашнего оркестра. С 1863 в Мариинском театре (пианист, органист, репетитор хора, 2-й капельмейстер), с 1869 гл. капельмейстер рус. оперы. С 1864 дирижировал концертами Русского музыкального общества (РМО), с 1871 концертами оркестра Мариинского театра, руководил устройством придворных концертов. В 1875-81 председательствующий дир. Петерб. отделения РМО. В последний раз дирижировал оперой в дек. 1914. За 50 лет Н. изменил муз. лицо столицы. На новый уровень поднялось исполнит. иск-во оркестра и хора придворной оперы, Н. постоянно искал молодых талантливых солистов. Сильный состав давал возможность знакомить публику с новейшими достижениями рус. и европ. оперы, предъявлявшими непривычно высокие худож. требования к артистам. В первые 20 лет Н. проводил ок. 100 спектаклей за сезон, в 1910-х гг. – не менее 50. К этому времени в его репертуаре было 80 опер. Под его управлением впервые прозвучали оперы “Каменный гость” А. С. Даргомыжского (1872), “Борис Годунов” М. П. Мусоргского (1874), “Псковитянка” (1873), “Снегурочка” (1882), “Млада” (1892), “Ночь перед Рождеством” (1895) Н. А. Римского-Корсакова, “Орлеанская дева” (1881), “Пиковая дама” (1890), “Иоланта” (1892) П. И. Чайковского, “Демон” А. Г. Рубинштейна (1875). “Вагнеромания” как черта петерб. символизма обязана своим появлением пост. “Лоэнгрина” (1869), “Тангейзера” (1873), “Тристана и Изольды” (1899 и 1909), тетралогии “Кольцо нибелунга” (1900-05). Великопостные абонементные спектакли “Кольца нибелунга” (с 1906) стали визитной карточкой муз.-худож. СПб. Как дирижер Н. обладал острым слухом, великолепной памятью, волей, тщательностью в отделке деталей. Артисты ценили его за защиту их интересов, за творч. такт в процессе подготовки спектаклей. Среди произв. Н. 77 опусов в разных жанрах – от фп. пьес и романсов до опер, симфоний, кантат, хоров a capella. В Мариинском театре поставлены оперы “Нижегородцы” (1868), “Гарольд” (1886), “Дубровский” (1895, продержался на подмостках до сер. 20 в.), “Франческа да Римини” (1902). В 1888 Н. возведен в потомств. дворянское достоинство. В 1865-77 жил на Офицерской ул., 16, в 1877 переехал в дом напротив театра (наб. Крюкова кан., 6-8 / Офицерская ул., 27), где жил до кончины (мем. доска). Погребен на Новодевичьем кладб. Имя Н. носит артистич. фойе в Мариинском театре.

Соч.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Л., 1959.

Лит.: Направник В. Э. Эдуард Францевич Направник и его современники. Л., 1991.

А. Л. Порфирьева.