Катальная Горка – Часть 3

Опубликовано: Сентябрь 12, 2013

Центральный круглый зал пострадал от сырости, и часть потолка обрушилась еще в XIX веке, повредив чудесный плафон работы Бароцци, который пришлось переписать. Но еще и сейчас отлично видна красивая роспись дверей нежными гирляндами и узоры стен. Над дверями вставлены картины, изображающие Диану, работы Стефано Торелли. Еще лучше Восточный кабинет или кабинет обезьян. В нем плафон работы Бароцци и изумительная по тонкости лепная декорация стен в виде легких узоров, которые на коньках превращаются в консоли, поддерживаемые обезьянами.

После завершения всего строительства в Ораниенбаумской усадьбе в Катальной горке все еще продолжались работы по ее украшению. Затем бесконечной вереницей потянулись ремонты: от сырости обваливалась штукатурка, гнили полы (особенно на скатах) и прочее.

В последний раз катались с горки при Павле I, в 1799 году. Потом запретили. В 1818 году Александр I отпустил 50 тыс. рублей на перестройку и ремонт Катальной горки, но к работам не приступили.

В 1823 году горка пришла совсем в упадок: «от зала идет скат, на котором дерево сгнило, разобрано и свезено к оранжереям на дрова, а по обе стороны ската каменные галереи с колоннадами… из коих часть колоннады от худого фундамента упала в 1813 году, длиною 45 саженей, а кирпич разобран и употреблен на разные починки».

К нашему времени от роскошных колоннад и длинных волнистых скатов остались только следы фундаментов. Да в зеленой рамке старого парка, как кусок вздыбленной и застывшей морской пены, высится павильон Катальной горки.

Шедель, а затем Растрелли в постройке Большого Ораниенбаумского дворца показали пути развития русской архитектуры XVIII века. Стиль барокко в творчестве этих архитекторов, в окружении русского пейзажа, и выполненный в кирпиче и штукатурке руками русских крепостных и вольных мастеров, приобретает глубоко национальные черты русского барокко, и Ораниенбаумский дворец, раскинувшийся с истинно русской широтой и размахом, явился одним из первых памятников этого стиля. В этом его историко-культурная ценность.

Печатается по изданию: С. Земцов. Ораниенбаум. М, 1946.